Максим Чертанов «Цирцея»
Москва, недалекое будущее: к войне все давно привыкли, публичными казнями никого не удивишь и только маньяк-убийца, изобретательный и беспощадный, наводит ужас и тайный восторг на жителей столицы. Кто он: один из мужчин, соперничающих из-за загадочной женщины по имени Фаина, гость из потустороннего мира или коллективная галлюцинация, порожденная злом, что скрывается в наших душах?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 24 февраля 2023 г.
Фаинострадания
Иррегулярная рубрика «Как дошёл я до книжки такой». Перечитывая «Правду», написанную Быковым в соавторстве, заинтересовался собственно соавтором. Кто такой этот Максим Чертанов, в соавторстве с которым Быков написал как минимум три романа? Сначала все думали, что это некое альтер эго Быкова. Но позже, в 2013-м, вроде как выяснилось, что это псевдоним Марии Кузнецовой, помимо соавторства с Быковым специализирующейся на серии ЖЗЛ. Также в активе у автора несколько сольных романов. И в их числе — триллер 2004-го года «Цирцея», чья аннотация начинается с интригующих строк: «Москва, недалекое будущее: к войне все давно привыкли, публичными казнями никого не удивишь...». Такую вещь, нечаянно попавшую в яблочко спустя двадцать лет, конечно надо читать. Вещь не самая популярная, поэтому в электронном виде не нашёл, пришлось покупать в бумаге, благо цена приятная — меньше трех сотен с доставкой. Заодно сделал свой первый заказ в Майшопе.
Прямых цитат не будет, долго писать.
Антиутопия, пытающаяся заигрывать с футурологией. За окном постянно стреляют или взрывают. В квартире у всех «тревожный чемоданчик запылился в углу»: документы, деньги, телефон, карманный телевизор (! До появления айфонов и широкополосного доступа еще как минимум пять лет), противогаз, сухпаек на трое суток, аптечка и бирка с номером для морга.
Главный герой — серенький человек, нелюдимый и застенчивый, попавший под сокращение. Библиофил, не могущий пройти мимо букинистического.
На первых же страницах вкусно описывается азарт и восторг любителя книг, попавшего в мир книг. Тут мне, конечно, сразу вспомнился «Клуб Дюма» Переса-Реверте, очарование которого наполовину состояло из упоения книгами.
Я счастлив — еще один литературоцентричный роман. Узнал для себя несколько новых имён: Айрис Мердок, Вельтман. Главы называются как знаковые романы мировой литературы: Прощай, оружие, Венера в мехах, Философия в будуаре.
Что имеем в сухом остатке: алармистская социалочка с упоминанием третьей и четвертой чеченской, засилье реалити-насилия на ТВ; вялотекущий триллер о маньяке; литературно-бытовые посиделки любителей книг и Фаины; много «глубокомысленных» размышлений на тему мужчин и женщин, добра и зла и прочих оппозиций.
Все отгадки и ключики автор дал нам уже на первой сотне страниц, начиная с названия.
В стиле автор пытается интересничать, и, прочти я «Цирцею» до 2013-го, считал бы, что это всё таки Быков публикует под этим псевдонимом свои не самые удачные вещи. Посмотрел библио Быкова. «Цирцея» написана между «Орфографией» и «Эвакуатором». Ну, смешно и говорить, чтобы «Цирцея» сравнилась с романтичным «Эвакуатором», не говоря уж о потрясающей, гениальной «Орфографии». Думаю, это не Быков писал. А может и Быков.
Несмотря на объём менее, чем в триста страниц, читается медленно, и только на последней полусотне разгоняется и погружает в атмосферу триллера и начинающегося сумасшествия.
Книга не выстрелила вполне закономерно — непонятно, зачем нужный перенос действия в недалекое будущее, ничем не отличающееся от 2004-го; слишком уж подробные вагинострадания; предсказанная мной в первой четверти разгадка.
5(СРЕДНЕ)