Виктор Косенков «Вечное пламя»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
Первые, самые страшные недели Великой Отечественной войны.
Немцы стремительно движутся на восток, отрезая от основных сил отдельные соединения Красной Армии и оставляя в тылу деморализованных солдат противника. Здесь, в партизанских белорусских лесах, оставшихся за линией фронта, происходят загадочные и страшные события, противоречащие историческому материализму. Похоже, фашистская Германия испытывает на оккупированных территориях новое чудовищное оружие, поднимающее мертвых и наделяющее их невероятной силой и кровожадностью...
Правду предстоит выяснить попавшему в окружение и присоединившемуся к партизанскому отряду военному корреспонденту Ивану Лопухину, обладателю загадочного талисмана, который достался ему от старого колдуна в болотах Финляндии.
Входит в:
— условный цикл «Военно-мистический цикл»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 325
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2708 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 15 марта 2024 г.
Эстонский русский патриот Виктор Косенков узурпировал ранее коллективный псевдоним «Виктор Бурцев» и выпускает под ним уже второй роман о мужественных советских журналистах, противостоящих оккультистам Третьего рейха. Как и предыдущий «Не плачь по мне, Аргентина», «Вечное пламя» эксплуатирует стилистику молодогвардейской серии «Стрела» (а также «Искателя», «Подвига» и прочих «Военных приключений» 60-70 годов). В те строгие брежневские времена тема зомби не так уж часто всплывала в книжках «про партизан и разведчиков» (одним из исключений был роман Насибова «Безумцы», экранизированный под названием «Эксперимент доктора Абста»). Ныне фашистские зомби проходят по разряду забубённого треша, вроде фильма «Хроники ада» (он же «Главный калибр»). Тема же «красные каббалисты против нацистского вуду» носит юмористический оттенок со времён гумилёвиады Лазарчука и Успенского. А вот Косенков-Бурцев замечателен тем, что абсолютно серьёзен и на диво глубок. Он первый правильно понял фразу «Наши мёртвые нас не оставят в беде» — в его романе она играет в полную силу.
На три четверти «Вечное пламя» представляет собой реалистичный роман о первых неделях войны, об окруженцах в Белорусских лесах. Не Василь Быков и не Иван Кошкин — ровная простоватая проза, правдивая настолько, насколько правда доступна автору. Показаны жители, приветствующие немецкий порядок, солдаты, подбирающие «пропуска» в плен, немцы, намеренно не трогающие крупные колхозы. Но автор на стороне бойцов, оставшихся верными присяге: им постепенно открывается демонический характер идущей с Запада силы, и они видят, как в ответ пробуждаются ужасы местных болот.
В романе есть несколько сцен настоящего хоррора, есть куцые главы про «опыты Аненербе» и «красных магов». Такое впечатление, что ими Косенков отдаёт формальную дань жанровой серии. Но на последних ста страницах из-под этих приключений и фантастики появляется рука совсем другого Автора, который пишет книгу не о зомби и военных демонах, а о самом важном: о том, что в русских церквях живёт Бог и что земля эта не только для того, чтоб качать нефть или растить картошку. Из форматного китча прорезается голос мистика, чувствующего подземное шевеление ушедших в землю поколений.
Manowar76, 28 ноября 2022 г.
"– Дурак ты, Вова… – прошептал Иван. – Дурак. И враг народа…»
Последний роман из условного цикла про «фон Лооса», оставшийся неперечитанным. Исправляю ситуацию.
Есть что-то уютно-приключенческое в сеттинге «ВОВ+оккультные тайны нацистов». Спасибо «Утру магов». Кстати, снес недавно с ридера этот эпохальный конспирологический труд, не продравшись через невероятно затянутое предисловие-панегирик отцу одного из авторов. Может быть позже. А пока я лучше почитаю более современных эпигонов.
У проекта «Бурцев» есть любопытная фишка — в подавляющем большинстве случаев главным героем, или одним из, является журналист. Так было и «Алмазной трилогии», так есть и в «фашистском» цикле. Если задуматься — идеальная профессия для протагониста, Мурзилка не даст соврать. Шныряет везде, профессионально любопытен, авантюрен по складу характера. Но я думаю, тут еще наверняка и нечто автобиографичное примешивается, как у Довлатова.
Лето сорок первого. Восторженный журналист-деревенщик едет в карельский колхоз писать очерки о крестьянах. Места гиблые, советско-финская война многими еще не забыта. А на носу уже очередная, много большая война.
Поездка в Советскую Финляндию в прологе необходима только для того, что протянуть ниточку от предыдущих романов цикла, вручить протагонисту артефакт-оберег и, в финале, закольцевать историю.
Резко — Ивана Лопухина отправляют военкором. Мессершмиты, разбитые колонны, горы трупов. Объединение с уцелевшими остатками, появление генерала, сбившего выживших в боеспособную часть, столкновения с фашистами, появление полноценного партизанского отряда.
И фоном — чертовщина. Голые длиннорукие лохматые трупозомби, жуткие заброшенные хутора в стиле «Марии Целесты», чужое злобное внимание, водяные.
После неудачной вылазки за языком Лопухин оказывается на болоте с местным мальчишкой-проводником и таки взятым в плен немецким доктором.
Вот сильная часть, достойная войти в пул лучших текстов о Болоте, если таковой существует. Крайне атмосферно, через текст передаются все виды ощущений: холодец грязи под ногами, разные неприятные запахи, вкус болотной жижи, ощущение страха и ничтожности человеческой жизни. Сильнее и интереснее, чем описания мексиканской пустыни у Маккарти в «Кровавом меридиане».
Плен, освобождение, беспамятство.
Так как главный герой валяется в коме, автору не остаётся ничего иного, как рассказывать истории других персонажей. Разведчик, генерал, полицай, медсестричка, нацист. Суровые партизанские будни, смешанные с посмертными мытарствами в петле времени, истории похоти и страсти.
Наконец-то, уже в последней трети, потихоньку начали объяснять конспирологически-эзотерическую подоплёку дела. Мехлис, Тухачевский, Мессинг, Вилигут.
Финал немного скомканный. По миру могущественных рун и нацистский суперлюдей напрашивается еще пара книг, как минимум. В данном виде цикл выглядит незавершённым.
Роман является приквелом и, одновременно, развитием идей более ранней по времени написания «Не плачь по мне, Аргентина».
Отличная военно-конспирологическая проза. Так мне нравится слог авторов, что решил перечитать их дебют, «Алмазную трилогию».
9(ОТЛИЧНО)
dxbckt, 21 сентября 2018 г.
Продолжаю комментировать свою «книжную библиотеку». Совершенно случайно купив одну книгу этого автора (В.Бурцев) «Пленных не брать», а со временем приобрел и эту, тоже совершенно случайно, на распродаже... Если судить хронологически книги никак не связаны, однако взаимосвязь между ними (общая тема поиска «артефактов», мистика и фольклор финно-карелло-угорских племен, война спецслужб) все таки прослеживается... Если первая книга («Пленных не брать») в большей степени повествует о временах «недалеких» (проигранная 3-я Мировая война с ограниченным применением ЯО), то эпоха времен финской войны (в первой книге) лишь как бы дополняет часть (оккупация), и представлена в виде «предыстории» темы. Здесь же (в комментируемой книге «Вечный огонь») все события происходят в период начала 2-й МВ. «Знакомые» по другой (первой книге) персонажи обозначены лишь косвенно (в виде второстепенных ГГ). Как я уже отмечал ранее, по духу — все это напоминает поиск «предметов» знакомый по СИ Этногенез-Блокада (К.Бенедиктова): здесь и мистика 3-го рейха, и неуязвимые зомби, и гиблые места и некие предметы с помощью которых... Но в целом данная книга прочитана в сжатые сроки и желания «закрыть ее» (ввиду наигранности или обилия струнных инструментов) не возникло. Продолжение? Не думаю, что оно предусмотрено, хотя сама тема и «общие зарисовки» могут обнаружиться и в других книгах автора.
ilovecores_62, 9 января 2012 г.
Вечно задаюсь вопросом «а с чего бы такого начать?» перед сотворением любого текста. С рецензией на «Вечное Пламя» соавторов Косенкова и Бурносова, которые творят совместные произведения под псевдонимом Виктор Бурцев, дело обстоит все так-же. Но немного по иному. Ведь если раньше я пользовался критерием «сначала плюсы или минусы?», то к этой книге отлично подходит лишь «ну, и с чего будем начинать хвалить книгу?».
А начинать хвалить мы ее будем с, пожалуй, лучшего в книге — сеттинга, т.е. мира и окружающей атмосферы. Он тут... Не знаю, даже как описать. К месту, что-ли, подойдет «мистическая, страшная, увлекательная, серьезная атмосфера». Да, она именно такова, но в ней есть еще один громаднейший плюс — она ЗНАКОМА. Как умело подчеркнуто в аннотации книги, «первые, самые страшные недели Великой Отечественной войны», и именно те недели, когда страшнее всего было оказаться на фронте, или же отрезанным от своих союзников оцеплением враждебных войск. А если к этому добавить еще и непонятные, загадочные и, даже более того, страшные ситуации и случаи, когда, например, появляются неубиваемые фрицы с черной кожей, кои разрывают своих жертв на части, или разведка красноармейцев, входящая в село, находит практически идеальный порядок в любой из хат поселка и зверски убитых жителей, тела которых свалены в один амбар, становится ужасающе жутко. При прочтении книги не раз появляется ощущение первобытного страха, когда имеется что-то непонятное, а оно, к тому-же, может принести тебе такие потери, какие за жизнь не вернешь.
А теперь — к сюжету. Главный герой, корреспондент одной из московских газет Иван Лопухин, принимает подарок от странного дедка во время командировки в Финляндию. Подарок этот — странный медальон, до поры до времени не напоминавший о своем существовании, и лишь когда из-за невнимательности на героя падает дерево на лесоповале, эта странная вещица спасает жизнь Ивану, тем самым дав поводы для подозрений, что она непростая. Рассказы многих жителей тамошнего хутора подтверждают, что медальон очень даже необычный. Лопухин чихает на это все, но после самоубийства деда, подарившего Ване медальон, начинается Великая Отечественная. Совпадение? Но ГГ уже мчится в Москву, чтобы кинуть работу в газете и отправиться на фронт. Благо он попадает не на передовую, а идет политруком в часть, регион расположения которой находится близ дремучих белорусских лесов. Там-то и начинается все, так сказать, вкуснейшее эскимо. Иван с другом Колобковым, чтобы раздобыть сенсацию, решают поехать на место недавнего боя. Работа такая, журналюги ведь. Но решают, чтобы «не светиться», объехать город стороной, и умудряются заблудиться. Выезжают с проселочной дороги уже на трассу, но находят лишь разбитую колонну красноармейцев, кои зверски убиты, и где нет ни единой души. Нет, одна все-же была. Друзья находят полумертвого танкиста что бредит, по их мнению. Он рассказывает, что на них напал десант, но не простой, а какой-то особенный. Что он палил из пистолета в упор в одного из таких, и тот не помер. После «рассказа» танкист умирает, а Колобок и Лопух все больше расстраиваются: заблудились, ни одного человека живого не встретили, кто бы им все объяснил, да еще и немецкий самолет засек машину комрадов и разворотил ее от номеров до номеров. Дальше они путешествуют на своих ногах по трассе, где с ними случается еще пара мистических случаев, и встречают маленький отряд тоже заблудившихся танкистов, а затем и взвод генерала Болдина. Болдин находит все больше разрозненных советских отрядов в оцеплении и создают вольную роту, состоящую из 4-5 тысяч человек.
Говорить о сюжете можно оооочень долго хотя-бы потому, что «плотность» и «концентрация» проишествий и приключений в книге так высока, что ВШНБ Цормудяна позавидует. И при их количестве ни капельки не теряет качества, что, как я заметил, есть визитная карточка одного из соавторов — Бурносова. Да, сюжет не без изъянов, но интересные моменты с перехватыванием духа вам обеспечены)
Косенкова я прежде не читал, но, думаю, герои — его работа. Бурносов так красиво описать характера не смог бы, ИМХО.
К сожалению (а может и к счастью), чем второстепенней герои, тем они ярче и более запоминаются... Чего стоит одна бабка, героично убившая подтихую более взвода ССовцев, или партизаны Викерс и Парховщиков, про которых рассказывать не хочу, ибо они — одна из изюминок и приятных впечатлений от книги.
Колька, беспризорник, помогающий Ивану Лопухину. Тот-же генерал Болдин, который не теряет самообладания даже перед откровенно ужасной и мрачной правдой.
Все они — еще один замечательный повод прочесть книгу.
Вердикт: прекраснейшее произведение, где сочетается боевик и психология, триллер и немного комедии, книга, которая насквозь пропитана патриотизмом; неслабая история с тем концом, который ДОЛЖЕН быть таким; занимательные герои и нешуточные действия, такие, как попытка прорыва из окружения ротой смельчаков и плен, где сам начинаешь понимать, что без патриотизма ты — ничто. Must read
P.S.: Фанатам «Wolfenstein» читать обязательно