Франсуа Баранже «Dominium Mundi. Властитель мира»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Военное | С множеством интриг | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Экспедиция/подготовка к экспедиции | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Контакт | Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
2202 год: на планете Земля после кровопролитной войны, охватившей все континенты, возникает Новая христианская империя. Урбан IX, всемогущий папа, властитель мира, железной рукой правит народами, вернувшимися к средневековому образу жизни. По его приказу космический корабль отправляется к созвездию Центавра в надежде завоевать для человечества новые территории.
Новоявленные колонизаторы с удивлением обнаруживают на одной из планет неизвестный народ — атамидов. Но это открытие меркнет по сравнению с еще более ошеломляющей находкой: подлинной гробницей Христа! Посланцы Земли, движимые непоколебимой верой, пытаются завладеть ею, но терпят сокрушительное поражение. В ответ папа Урбан снаряжает гигантский космолет «Святой Михаил», способный перевезти миллион человек. В крестовом походе к новому Иерусалиму принимают участие рыцари-тамплиеры Танкред и Альберик. Найдут ли земляне контакт с атамидами или сметут их цивилизацию с лица планеты? Может ли история повториться?
Франсуа Баранже — автор комиксов, иллюстратор книг (российский читатель знаком с его великолепными работами по повестям Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» и «Хребты Безумия»), дизайнер компьютерных игр. Он много работал как художник-концептуалист («Принц Персии», «Гарри Поттер и Дары смерти», «Битва титанов», «Красавица и чудовище»). В 2013 году Баранже написал научно-фантастический роман «Dominium Mundi», восторженно встреченный читателями и критикой. В 2017 году за ним последовал триллер «Эффект домино».
Входит в:
— роман-эпопею «Dominium Mundi»
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kvadratic, 28 мая 2021 г.
Вселенная, грядущие века
И сонмы сил небесных да услышат!
Пришла пора, созрела жатва наша.
Промедлим – все плоды победы сгинут.
***
Творенье «Иерусалим освобожденный»,
Цитату из которого см. выше,
Пленило темой, пафосом, величьем
Не одного, не двух и не десяток
Творцов и подражателей искусных.
И среди них — французский иллюстратор,
Который вроде больше по Лавкрафту,
Но, очарованный сияньем крестоносцев,
Послал их к звездам силою словесной.
XXIII век от Рождества Христова, Европа, феодальная постапокалиптика. «Война одного часа» лишила человечество двух третей обитаемой территории. Также с лица Земли оказались стерты демократия, права женщин, и, по всей видимости, мусульмане. То, что осталось от Европы, превратилось в Новую Христанскую Империю — совокупность монархий под общим управлением Папы Римского. И, отряхнувшись и собравшись с силами после катастрофы, человечество стало искать, чего бы такого захватить (зачеркнуто) колонизировать.
В районе Альфы Центавра обнаружилась планета Акия с почти земными характеристиками, разве что погорячее, а на ней — не просто жизнь, но сразу несколько разумных рас, а еще храм с изображением распятого человека, а в нем — гробница, а в гробнице — останки человека в терновом венце и саване. К сожалению, дальнейшие исследования христианских ученых были прерваны нашествием неверных атамитов, обитаетелй Акии, мерзких исчадий дьявола! Вперед, Божьи сыны (и некоторые дочери), покажем нечестивым варварам силу нашей веры, твердость руки и дальность поражения вакуумных пушек! Защитим Гроб Господень, утвердим власть человека в этом предназначенном нам свыше мире (а вовсе не заграбастаем его, мира, ресурсы)!
История повторяется: девятый крестовый поход начинается через одиннадцать веков после первого, в том же месте — близ французского Клермона, и, что удивительно, с теми же лицами на первых ролях. Поменялся только номер Папы Урбана (с II на IX), оружие и воины несколько усовершенствовались, ну и размах событий приобрел межзвездный масштаб. К Акии отправляется войско в миллион человек, среди них добровольцы, как герой Танкред Тарентский (наш главный герой), так и насильно мобилизованные «бесшипники», представленные вторым главным героем Альбериком Вильжюстом. Погрузившись на «Святого Михаила» колоссальный космический корабль, миллион человек начинает тренироваться, молиться в церквях, пить в тавернах, угнетать (добровольцы) и быть угнетаемыми (бесшипники), заводить романы и увлеченно пересказывать друг другу (и читателю) историю и устройство этого мира. Тем временем между предводителями похода зреет раскол на умеренных и ультра, кто-то распостраняет листовки, в которых говорится о том, что власти скрывают от крестоносцев истинную цель похода, в разных закутках периодически обнаруживаются обугленные трупы, а по коридорам бродит черная фигура, которую успели прозвать Испепелителем. И это мы еще не добрались до Акии!
Прибытие к цели путешествия произойдет в самом-самом конце книги, а пока нас будут знакомить с героями и их взаимоотношениями. Помимо Танкреда Тарентского, есть тут и дядюшка Танкреда Боэмунд, Петр Пустынник, Годфруа Бульонский, Клоринда и другие. И все они как есть пришли из средневековой рыцарской поэмы Тассо: благородными рыцарями, истово верующими, честными и справедливыми. Плохие же герои — они прямо черны и ядовиты душой, абсолютно бессовестны и обладают талантом к манипуляции людьми, которому искренние и порядочные «хорошие» совершенно ничего не могут противопоставить (кроме праведного гнева и презрения), поэтому раз за разом попадаются в ловушку. Я пишу «плохие» во множественном числе, хотя на самом деле он один, военачальник Роберт «Дьявол» де Монтгомери, а его прихвостни на полноценных персонажей не тянут. Еще склонность к интригам замечена у его Святейшества Урбана IX, но тому сам Бог велел (со слов Папы). Получается довольно наивная и трогательная картина мира, таких вещей, как «серая мораль» и «антигерой» просто не существует в этом романе.
Будущее по Баранже не то что сильно удивляет или вызывает оттторжение, оно скорее... непривычное. Одно дело феодальный строй, земельные междуусобицы и средневековые семейные отношения, но когда думаешь о двадцать третьем веке, представляешь себе различные технические и биологические модификации, искусственный интеллект, неотличимый от человеческого, слияние плоти и машины и прочий трансгуманизм. А тут операторы к бортовому компьютеру биоСтрукту НОД-2 подключаются через прижимаемые к голове электроды, и никакого даже скромненького разъема в черепе! Это само по себе достаточно свежо, а еще могло бы спровоцировать автора на описание конфликта между христианской верой и научно техническим прогрессом, но вот не спровоцировало. Хотя конфликта как такового и нет, потому что вмешательство в генотип противно Богу и запрещено, но если нужно выделить «чистую» ДНК (для благих целей Божьей войны, конечно), то немножко можно. И вообще, Господь полагает, а термоядерная реакция располагает; на Бога надейся, а за состоянием экзоскелета не забывай следить; Бог все видит, а НОД-2 тоже все видит, да еще и температурными датчиками оснащен.
Кроме того, из развлечений автор может нам предложить красочные описания кибервзлома в виртуальной реальности, описания рукопашных и поединков с оружием, военных тренировок, а еще довольно много скрежетания зубами от несправедливости, чуть-чуть робкой романтики и одну действительно жуткую публичную казнь. А вот что здесь практически отсутствует, так это репрезентация: герои сплошь европеоиды, нетрадиционная ориентация упоминается один раз, женщины-воительницы есть, но тут уж все вопросы к средневековому первоисточнику.
Финал в книге даже промежуточным не назовешь, потому что данный том — первая половина романа, а во второй земляне непосредственно столкнутся с атамитами и тут уж история пойдет по накатанной тысячелетие назад колее — или автор нас будет чем-то удивлять.
TIgor, 14 апреля 2022 г.
Невероятно! Невероятно уныло и скучно. Уверен, что я один из того множества, которое дочитывало из принципа и робкой надежды, что вот-вот автор разогреется и удивит. Не удивил. Хотя если так подумать, то ещё как удивил. Умудриться растянуть пролог на 500 страниц и обозвать это романом, такое нужно уметь.
Понравилось: в атомной войне 22 века выжил Краснодар, но сгорел Иерусалим. Где ваш Бог теперь? Скорее позабавило, чем понравилось, то что в послевоенной Европе внезапно возродились все эти местечковые этнонимы — фламандцы, сицилийцы, бретонцы, бургундцы и пр. Видать совсем там заскучали.
Не понравилось: была заявка на крестоносцев в космосе, таинственных инопланетян и гроб Господень в системе Альфа Центавра. А получили братьев-крестоносцев Лёлека и Болека против злого герцога и его туповатых приспешников. Хорошие персонажи карикатурно добрые и отзывчивые, эдакие сошедшие с фресок святые, они излучают ауру добронравия, а от света их нимба заряжаются корабельные солнечные панели, храни их Господь. Плохие персонажи — шаблонные болванчики со злобными ухмылками, которые постоянно держат кинжал за спиной, не чистят зубы и бьют тех кто слабее, потому что Папа разрешил. И вот на этом держится всё повествование. Есть несколько интригующих моментов, но в первой части мы вам их не покажем, читайте вторую!
Неоригинально, вторично, затянуто. Kyrie eleison!
Neradence, 6 июня 2022 г.
Роман, стоит признать честно, на любителя, вот прям совсем.
Думая про XXIII век, обычно хочется представить высокие технологии и трансгуманизм, на худой конец, хотя бы киберпанк с неоновыми огнями и вечной борьбой между мега-корпорациями и одиночками, но Баранже строит собственную реальность, в которой подвезли только высокие технологии, а мораль откатилась на уровень XIII века. И с разной степенью успеха пытается применяться в жизни.
Потому что новые Тёмные Века, новая христианская империя, новый Папа Урбан, новый Крестовый поход, новые технологии, а вот люди — люди старые.
Читателю стоит подготовиться к тому, что, несмотря на наличие некоторого количества экшона в формате тренировок и забегов по монструозному кораблю от разных участников, действия как такового нет, сюжетное развитие максимально неторопливое и местами почти незаметное. «Властитель мира» полностью оправдывает своё звание эпопеи, и первый том — одновременно и одна большая экспозиция нового Крестового похода, и философский трактат. Причём теологический.
Теологии тут хватает. В наличии латынь, цитаты из Нового Завета и катехизиса Рим-Католической церкви, догматы возрождённого ордена храмовников, символ веры, благословения, молитвы, символизм литургий и церковных строений, Архангел Михаил собственной персоной, пусть и в формате статуи, и швейцарские гвардейцы под занавес.
Вообще надо отдать должное фантазии и графичности описаний Баранже: описанная им картинка прекрасно представляется и очень цепляет. Тут и гигантские культовые сооружения, и величественная атмосфера старого Рима и могущественного Ватикана, и боевые знамёна, и сверх-технологичная броня с крестом, и чего тут только нет. Всё это любовно описано, отполировано и выставлено на читательское обозрение.
Если сама предыстория лора несколько вызывает вопросы своей схематичностью, ну то есть даже тот самый «судный день» едва упоминается в нескольких абзацах, то вот детали проработаны на славу.
Конечно, я не знаю, о чём автор хотел написать на самом деле, но сложилось ощущение, что это всё не про космос, не про поход, не про военную стратегию и даже не про устройство сословного общества в будущем с космолётами и иными цивилизациями. По большей части, всё это то ли про поиск Бога, то ли про отчаяние от того, что Бога нигде нет. Танкред, основной, пожалуй, персонаж, плавно путешествует от крепкого убеждения в священности христианской миссии к ереси и обратно, с остановкой у храмовников и на военных трибуналах, и его душевные и духовные метания лично мной воспринялись как ядро всего романа.
Которые и приводят его чёрт знает куда чёрт знает зачем; поскольку я уже успела заглянуть во второй том, то знаю, что загадочные куски повествования про сны и линии — это, похоже, именно Танкреду и принадлежат. И тогда это, а не загадка Испепелителя и «чистой ДНК», эксперименты с которой Ватикан запрещает, ибо грешно равнять себя к Творцу, но для благого дела можно, является главной интригой.
И у меня она вызвала живой интерес, потому что история могилы Христа, которую как бы обнаружила первая уничтоженная миссия на чужой планете, выглядит очень сомнительно, особенно когда Папа Римский (кто бы мог подумать) в конце романа внезапно вытаскивает из рукава намёк на какую-то ну очень долгосрочную интригу. Во славу Божью, конечно.
Мне роман понравился, и второй том, конечно, тоже дочитаю. Но стоит подчеркнуть, что меня, как человека активно интересующегося историей веры как явления и философией религии, привлекла по большей части именно эта составляющая в сплаве с фантастикой. Идея того, что вера в прогресс и вера в Бога, по сути, друг от друга не то, что не ушли далеко, а вообще неотделимы, и что с равным успехом можно оправдывать свои действия как именем Бога, так и благом всей цивилизации, занимает меня давно, «Властитель мира» просто лёг на мои собственные размышления (о вечном, понятное дело).
Рекомендовать читать всем подряд, ИМХО, было бы опрометчиво, специфичный у автора и подход, и стиль изложения, и даже сам описанный мир.
PS Перевод прекрасен. Немного владея французским, заглянула в оригинал и оценила, что русский текст прям не то, что не хуже, а ничем не уступает, очень тщательно и любовно выполненный, высочайшего качества, переводчику лучи всяческой кармической благодарности.
Кириллиси, 12 июля 2021 г.
Понравилось. Очень.
Не смотря на то, что почти всю книгу ждешь когда же уже крестоносцы прибудут на планету и под конец они прибывают и... ждите продолжения в следующей серии.
Ощущается, что перевод качественный, с любовью и старанием выполненный. Автор очень образно описывает быт, уклад. Да, есть проколы, но не смертельные. Ну, художник же... значит, может визуализировать, но и качественно описывает свои визуализации.
Азбука не подвела — интересная книга, достойная прочтения. Ждем-с продолжения. Желательно поскорее!)))
Твердая 9
ааа иии, 31 августа 2021 г.
НФ на пересечении множеств транспортировки войск (Волвертон, Пронин, Орлов...) и интриг ватиканщины (Симмонс, Браун, Миллер, Расселл...).
Мир: после ядерной и прочей глобальной войны на большей части Европы воцарился — буквально воцарился — феодализм и сеньоры со средневековыми именами воюют за веру и кусок земли или проходят клеточную терапию в аббатствах, смерды строят бидонвили, пользуются мессенджерами и учат биоинформатику. Хотя от радиоактивной пыли эвакуируют Краснодар и с Африкой не блестяще — решение в дальнем космосе и вот Петр Пустынник зовет сразиться с убившим всего-то взявших у аборигенов мощи с терновым венцом землян.
Не все рвутся в поход, особенно, нужные специалисты. Контраст между боевым братством Танкреда и кубриком мобилизованных, шаткость реального положения знати, делают автору честь. Женщины — разных характеров и внешности. Испытания метавоина, суратские мемуары, подпольщики, очереди — имеем дело не с очередной инкарнацией морпехов в космосе.
Общие впечатления: есть свое лицо и перешагнуть грань необычного не дает лишь предсказуемость. Персонажи скорее рассказаны, чем раскрыты. Проработка деталей не хуже среднего, но часть технических аспектов (срок хранения пива, частный бизнес на звездолете, совмещение мегакорабля с поместным образом жизни, загрузка миллиона поротно) просто вне поля зрения. Буду рад, если жирные намеки на ДНК и гвардейца ведут в другую сторону.
Утверждается, автор художник, но картинка стандартная, киберпространств и круче видано. Предметы искусства? Мебель, причем старинная.
Перевод читаем, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы перед взорами представала гора космического корабля «Сен-Мишель», а не «Святого Михаила». Язык немного засорен латынью и неожиданными цитатами поэта, известного вне романского региона только почитателям «Литературных памятников»... Терпимо, если не возражаете против некоторой выспренности — метки перевода с литературного французского, считая с Буссенара и Верна.
Рекомендации: крестоносцы в космосе и амазонки без мужененавистничества.
Mark Writer, 14 января 2022 г.
В далеком будущем случилась очередная война одного часа. В результате человечество сохранило технологии, но откатилось в социальном плане обратно в темные века Средневековья. Церковь снова стала главенствующей силой во всех сферах жизни людей. Воины-крестоносцы уже несут слово божье, еретикам во все уголки планеты, хоть раны на ее теле все еще не затянулись. Более того церковники решаются пойти дальше и отправится на другие планеты. На одной из них они находят, ни много ни мало, самый настоящий гроб господень. Эпичная завязка в начале. Автор заботливо развешивает на стены ружья и вы ждете что под конец хоть одно из них выстрелит а в результате получаете всего лишь пару маленьких пшиков. Даже сюжетная линия главного персонажа ,на которой в конце делается особый акцент ( поскольку все остальные просто обрываются), выглядит натянутой.
heresyhub, 16 мая 2022 г.
«Властитель мира» концепт-художника Баранже — переложение «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо на намек на Вархаммер. Космические крестоносцы собираются в путь на гигантском корабле, чтобы поразить грешников на другой планете, хотя о врагах солдатам не поведали ничего. На Земле правит папа, герои «Иерусалима» будто перенесены как есть, а войны в книге не будет совсем. Это обаятельно, при этом неэрудированным фанатам космической мясорубки ловить тут нечего, т.к. это вялый детектив и история сомнений в вере на летящем на другую планету корабле.
Материал в подложке заставляет Баранже писать о космических воинах значительно более возвышенно, чем это делается обычно, а Танкред Тарентский, главный герой и метавоин, даже встречает свою амазонку. Это, конечно, не поэма Торквато Тассо, но правильная речь и значительный эмоциональный багаж бойцов заметны. Отдельное развлечение — возвышенные переберанки («Ты проглотишь свои слова, шелудивый пес!»). В канву подготовки крестового похода вплетена прямолинейная линия социальной критики в виде безродного хакера, а Танкред мается от религиозного конфликта внутри, подвергая необходимость войны сомнению.
Доставляют помещенные на космический корабль Роберт Дьявол, Готфрид Бульонский, Петр Амьенский и так далее. Они те же, но и нет, история повторяет себя, и эпиграф из Ницше про кольцо бытия это подчеркивает. При всей величественности картины в первом томе история полностью лишена милитаристской жилки и старомодно наивна, но это книгу и украшает.