Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов»
В новом романе Андрея Аствацатурова всё тот же герой. Городской невротик, преподаватель литературы, не слишком удачливый в любви, уже знакомый нам по книгам “Люди в голом”, “Скунскамера” и “Осень в карманах”, приезжает в Лондон, где его втягивают в комичную детективную интригу.
В произведение входит:
|
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2020 // Национальный бестселлер | |
номинант |
Ясная Поляна, 2020 // Выдающееся художественное произведение русской литературы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 19 апреля 2020 г.
ВОВА, УБЕРИ ЯЗЫК
...Наигравшись вдоволь, она разглядела меня получше и, удостоверившись в незначительности, выбросила вон, измятого, измученного, а себе нашла новую игрушку – подороже, похитрее...
Прежде, в «И не только Сэлинджер», Аствацатуров подробно разбирал мучительное непонимание героев Генри Джеймса: она живет в атмосфере лавстори, в то время, как его жанр авантюрный, охота за сокровищем. Тем же приемом, предельно расширив круг вовлеченных, сам он пользуется в «Пеликанах...». Каждый разыгрывает свой сюжет в жанре, равноудаленном от внутренней реальности других персонажей. Что не только не становится трагедией, но даже и серьезного дискомфорта не причиняет. В сути всем на всех плевать и всякий варится в собственном котле, изредка примеривая выбранную архетипическую маску, как женщина, что пытается влезть в свадебное платье спустя десять, двадцать, тридцать лет .
«Не кормите и не трогайте пеликанов» книга возведенного в абсолют, самоценного одиночества. Изредка прерываемого сопряжениями разной степени близости с другими человеческими особями, не приносящими большого удовлетворения ни одной из сторон. Жизнь. где спорадические контакты воспринимаются как неизбежное зло, а от постоянных нужно бежать, как от зла абсолютного. Но это не: «Кровь моя холодна, холод ее лютей реки, промерзшей до дна, я не люблю людей» Бродского, в каком-то смысле «Пеликаны...» антибродский.
В одиночестве аствацатуровских персонажей огромная потребность в приязни и признании при неумении дать что-то взамен, уж не говоря о бескорыстном служении, неважно чему: делу, женщине, идеалу. Лирический герой, в котором опознается автор, с его страстью к насквозь фальшивым femme fatal и со страстью к нему инженю: от первых Андрей терпеливо сносит моральные тычки и подзатыльники, вторым не прочь сам при случае отвесить, Так вот, если герой и должен вызывать симпатию, это ему не удается.
Композиционно книга выстроена серией флэшбэков, призванных намекнуть читателю на причастность горним сферам постмодерна, но похоже это скорее на неряшливый пересказ житейских и окололитературных анекдотов. Бывает смешно, к чести автора не там, где зло. Бывает узнаваемо — это в части реалий девяностых. Но весь пассаж «как тяжело на свете жить бедняжечке», о мытарствах безработного профессора, вызывает неодолимое желание побыть Станиславским: «Не верю!»
Резюмируя: как литературоведческий капустник, предлагающий читателю опознать максимальное число коннотаций к авторам и произведениям, это превосходно. Как роман, удручающе плохо.
lammik, 7 июля 2019 г.
Так уж совпало, что утром я дочитал «Пеликанов» и уже позже узнал, что Андрею Аствацатурову сегодня исполнилось 50 лет. Все его художественные произведения похожи — сборники зарисовок из жизни питерского преподавателя зарубежной литературы — друзья, знакомые, коллеги, женщины и события, что всех их перемешивают в нелепом водовороте бытия. Повесть псевдоавтобиографическая, лирического героя зовут Андрей Аствацатуров, он постоянно попадает в какие-то странные истории и общается со столь же странными людьми, чего явно не положено по статусу преподавателю той самой зарубежной литературы. При этом явно ощущается общая филологичность текста, любовь к слову тут в каждом абзаце — меткие наблюдения, смелые метафоры, уместный юмор саркастического свойства, иногда проскальзывают афоризмы и, чувствуется, что есть много всего такого, что я просто не в состоянии уловить в силу отсутствия профильного образования.
Да, ещё — аннотация безжалостно врёт, никакой детективной интриги там и рядом не лежало.