---
Бром, «Крампус. Повелитель Йоля»
Если к хорошему привыкаешь быстро, то к отличному – почти мгновенно. И порой настолько сильно, что отвыкать от удовольствия весьма трудно.
Признаюсь честно: Бром меня разбаловал. За первые две книги он буквально влюбил меня в свои мерзкие темные фантазии, заставил испытывать и радость за героев, и горечь от их смертей. Что удивительно, фантазии Брома не ограничивались каким-то одним направлением, автор предпочитал миксовать одни известные легенды с другими, заворачивая их смесь с густым мясным фаршем и подавая под соусом яркого темного фэнтези. И полученные блюда были выше всяких похвал – не для нежных желудков, с перчинкой, с кровью и очень аппетитными.
«Крампус, Повелитель Йоля» сделан точь-в-точь по такому же рецепту, что и предыдущие две книги. Список ингредиентов прост, действенен и идентичен прошлым. Если читали «Потерянных богов» и «Похитителя детей» – смело загибайте пальцы! На месте главного героя – полуотброс общества, разочаровавшийся в жизни, почти что преступник, и все, что у него осталось – полностью разбитые мечты о семейном счастье. Судьба дарит ему встречу с волшебством, на первый взгляд могущим изменить все к лучшему. В данной роли здесь выступает магический мешок Санты, из которого можно вытянуть абсолютно любой подарок. Но за мешком идет охота, так как истинное его происхождение берет начало аж в мифах древних скандинавов, да и сам Санта вовсе не тот, за кого себя выдает, а уж какая судьба у Крампуса, не то демона, не то жертвы… То есть, имеем очередной загнутый палец – микс двух легенд и мифологий. Еще один пальчик – окружение, свита главного «плохиша». У каждого из них – своя миниистория, своя трагедия, порой невообразимо жестокая, порой – банальная. Ну и на закуску – темное фэнтези здесь представлено практически так же, как в «Потерянных богах». Зло сидит не в демонах, которые своей инфернальной сущностью воплощают чью-то веру, а в людях, в их мерзких желаниях и поступках. Впрочем, добро со злом от дежурной схватки тоже не отнекиваются, но, по большому счету, случившаяся в середине книги битва ни к чему не приведет. Мифологизм персонажей играет злую шутку, так что если надеетесь на что-то уровня судьбы некоторых героев из «Похитителя детей» – сразу сбавьте ожидания, каких-то глубоких, потрясающих чувств или эмоций «Крампус» и его персонажи не вызывают. В этом плане книга довольно выхолощенная, что странно, ведь Брому запросто удавалось раньше заставить меня сопереживать подонкам и злу.
По таким вот мелочам и приходится признавать, что, будучи избалованным двумя отличнейшими произведениями, от просто хорошей, на твердую «четверку», книги этого же автора как-то обидно разочаровываешься. И микс не находишь таким удачным (скандинавская мифология тут как будто вообще фоном проходит), и гг в третий раз уже приелся, и потуги на криминал не так интересны, и кровь с жестью не так сильно впечатляют, да и «тьмы», в общем понимании «темного фэнтези», маловато, зато сумбура не в пример много. Качества произведения в целом не отнять, это факт, Бром умеет и писать, и рисовать, и придумывать великолепные истории с не менее великолепными воплощениями, но «Крампус» – это точно не шаг вперед для автора.