---
Цикл Терри Гудкайнда о Мече Истины — очень неоднозначное произведение. Читая его книги, я раз за разом удивлялся тому, насколько различается их уровень, и потому моё мнение обо всём цикле менялось с каждым томом. Но теперь, прочитав все 11 книг, попробую изложить своё окончательное мнение.
Что касается некоторых общих моментов...
В центре всей саги — приключения Ричарда Рала, молодого парня из изолированной страны Вестландия, волею судеб оказавшегося втянутым в борьбу сначала с деспотичным правителем соседней страны, а затем и в значительно более масштабные события, которые решат судьбу придуманного Гудкайндом мира. В самом начале своего пути Ричард встречает Кэлен — главу ордена Исповедниц и правительницу некого подобия конфедеративного государства — Срединных Земель. С их первой встречи молодые люди влюбляются друг в друга, а затем становятся мужем и женой. Наравне с общим сюжетом о глобальных событиях в мире, развитие взаимоотношений Ричарда и Кэлен станет одним из краеугольных камней саги.
Гудкайнд в своём цикле проводит чёткое разделение между добром и злом: с одной стороны — Ричард, его соратники и государства, вставшие под его знамя, как представители добра, и с другой — Имперский Орден и его глава император Джегань, разномастные его прислужники, слуги Владетеля загробного мира и масса прочих мелких и не очень злодеев — как представители зла.
Хотя именно развитие и становление Ричарда, а затем — его борьба с вселенским злом в разных его обличиях, является основой сюжета саги, от книги к книге также имеется великое множество сюжетных линий различных персонажей второго плана. Некоторые из них появляются практически во всех книгах (как Кэлен или Зедд), другие — в одной-двух книгах.
Теперь перейду к очевидным достоинствам цикла.
Первое, что приходит на ум — это писательский талант Терри Гудкайнда. Конечно, в его манере изложения есть множество откровенных недостатков, о которых скажу позже, но, в целом — он пишет легко и интересно, за развитием как минимум основной сюжетной линии Ричарда хочется наблюдать от книги к книге.
К достоинствам также следует отнести и придуманный Гудкайндом фентезийный мир. Хоть он прописан далеко не так подробно, как в книгах Толкина, Джордана и некоторых других мэтров фэнтези, но всё-таки, в нём есть свои интересные и запоминающиеся особенности, он не выглядит чересчур неправдоподобным или нескладным.
Помимо этого, писатель также довольно хорошо прописал магию своего фентезийного мира, сделав её интересной, разноплановой, временами таинственной и непостижимой.
Скорее удались, чем нет, Гудкайнду и главные герои: Ричард и Кэлен. Да, они однозначно окрашены писателем в светлые тона добра, но лично я всё-равно по большей части искренне сопереживал героям, за некоторыми исключениями. Запомнилась мне как однозначно удавшаяся и фигура Зедда — деда главного героя и Первого Волшебника.
Пожалуй, это всё, что я могу записать в однозначно положительные моменты саги. А теперь же скажу об отрицательных.
Самая очевидная отрицательная черта цикла — это его чрезмерная затянутость, начавшая ярко проявляться примерно с пятой-шестой книги. К середине саги чувствуется, что автор немилосердно растягивает свои романы иной раз до критических пределов, насыщая их ненужной, а иной раз и раздражающей информацией. Во многих отзывах как на весь цикл, так и на различные его книги, мне встретилось обоснованное негодование постоянными пространными напоминаниями автора о событиях предыдущих книг. Совершенно непонятно, для чего Гудкайнд это делает. Тех, кто читает эти книги подряд или с небольшим перерывом, раздражает то, что автор столько текста уделяет ненужным напоминаниям, а тем, кто читает одну из книг после длительного перерыва, эти напоминания вряд ли сильно помогут, поскольку все книги цикла довольно объёмны и оживить в памяти их события несколькими страницами подсказок явно невозможно. Помимо раздражающих напоминаний, Гудкайнд для подгона каждой книги под стандарт в примерно 700 страниц использует и другой приём — длинные и зачастую скучноватые рассуждения персонажей о религии/политике/экономике/магии/пророчествах и прочих вещах. Причём, когда дело касается каких-то выходящих за рамки фэнтези явлений, к примеру, политики, автор часто проявляет детскую наивность и показывает ужасающую однобокость своих знаний в предмете, который он взялся устами своих героев освещать.
Другая отрицательная черта, важная лично для меня, и становившаяся всё более и более очевидной с каждой книгой цикла — это антагонисты. Говоря одной фразой: они безнадёжны. Если не брать во внимание Владетеля мира мёртвых, который всё-же не является антагонистом напрямую, все остальные злодеи — это сборище жалких, глупых, высокомерных, фанатичных, ненормальных или просто неинтересных персонажей.
Император Джегань, самый главный противник Ричарда на протяжении практически всей саги, у меня не вызывал никаких эмоций, кроме желания, чтобы его поскорее убили и он не мельтешил на страницах книг. Многие персонажи, как его прислужники, так и соратники Ричарда, воспевают его организаторские и полководческие способности, его недюжинный ум и прочие качества опасного «тёмного властелина». Кроме того, он ведь ещё и сноходец и обладает даром проникать в сознание людей и манипулировать ими. Но по факту, за исключением сноходческих способностей, Джегань — это жалкий, слабый, глупый и высокомерный извращенец и фанатик. Сколько раз за всю сагу великий Джегань садился в лужу, бывал легко обманут, и даже иной раз едва не был убит, даже не столкнувшись с тем, кто едва не лишил его жизни! Насколько он глуп и прозаичен, чтобы искренне верить в свою миссию длани Создателя, в бредовые идеи представляемого им Имперского Ордена! И насколько он мелочен, чтобы главным его желанием было доставить моральные страдания Ричарду. С каждой новой книгой лично я питал всё большее и большее отвращение к этому персонажу и в моём условном списке наихудших персонажей фэнтези Джегань Справедливый по праву занимает позицию «худший антагонист».
Помимо Джеганя, на протяжении всей саги время от времени появляются промежуточные злодеи, коих к последней книге набралась уже целая плеяда. Они могут незначительно различаться между собой, но все одинаковы в одном — в стремлении заставить Ричарда страдать или в крайнем случае подчинить его своей воле. Все эти злодеи до ужаса скучны и в большинстве своём служат лишь для создания напряжения и растягивания текста. В нужный момент автор беспощадно обрубает сюжетные линии этих злодеев (особенно заметно это на примере Николаса Скользящего из «Восьмого Правила»), а иной раз выводит их, чтобы спустя энное количество книг снова ввести в повествование (как Сестёр Тьмы).
Ещё один бросающийся в глаза момент — это характеры большинства персонажей, за исключением нескольких основных. В большинстве случаев они довольно картонны и безжизненны от книги к книге, из-за чего лишь единицы из десятков персонажей получились интересными. В какой-то момент Гудкайнд очевидно решил переменить ситуацию и дать развитие характерам некоторых персонажей, но лучше бы он этого не делал. С его лёгкой руки некоторые герои приобрели подчас гротескные черты, которые никак не вязались с уже сложившимися в голове читателя образами этих персонажей.
Есть также и противоречивые моменты, которые я не могу однозначно назвать положительными или отрицательными.
Первое — это уже упоминавшаяся манера писательства Терри Гудкайнда. Помимо очевидных её достоинств, есть и некоторые неоднозначные черты. Это, в первую очередь, стремление автора создавать надрывное моральное напряжение путём вечных угроз Ричарду и Кэлен, их скромному «семейному счастью» и будущему. Может, когда автор применяет этот приём первые несколько раз, это и не замечается, но вскоре, когда по ходу прочтения новых книг видишь, что именно этот приём у Гудкайнда является едва ли не самым распространённым, он начинает сильно приедаться, а вскоре и откровенно надоедать. Впрочем, не исключаю, что есть читатели, любящие такое моральное напряжение (лично я к таким не отношусь), потому и не стал записывать это в очевидные минусы цикла. Также у творческого стиля Терри Гудкайнда есть и ещё одна «изюминка» — это обилие сцен крайней извращённой жестокости, в том числе связанных и с сексуальным насилием или извращениями. Фантазия Гудкайнда в этой сфере поистине безгранична, тут и говорить нечего. Но я не любитель подобного, особенно когда это вовсе не является необходимым для развития сюжета. Впрочем, кому-то это может показаться чем-то вроде нотки реализма, показывающей, что мир Гудкайнда — это не Средиземье, а нечто более приближённое к нашей реальности, или приветом в сторону тёмной фэнтези, не знаю даже. Но, как говорится, на вкус и цвет...
И, наконец, самый противоречивый, по моему мнению, фактор — это неравноценность книг в цикле. Если первые две-четыре книги практически никаких серьёзных вопросов не вызывают, то уже на пятой становятся видны первые признаки некоторых проблем. Но «Пятое Правило» вытащил на своих плечах поистине героический Далтон Кэмпбел — один из однозначно удавшихся автору персонажей. А вот шестое-восьмое «Правила» — это нечто совершенно особенное. Эти книги изобилуют самыми негативными чертами творчества Гудкайнда, и если бы не желание прочесть цикл до конца, я бы ни за что не стал бы их читать. Особого упоминания в этом смысле заслуживает «Седьмое Правило», целиком и полностью посвящённое сестре Ричарда — Дженнсен. Мало того, что за её приключениями, за исключением живописного и во многом показательного штурма Эйдиндрила Джеганем, наблюдать неинтересно, так и, как оказалось, в контексте всей саги этот персонаж оказался совершенно не нужен. Дженнсен не сыграла решительно никакой хоть сколько-нибудь значимой роли в повествовании. Читая финальную книгу, у меня возникло впечатление, что автор вспомнил в ней Дженнсен лишь для того, чтобы бдительные читатели не спрашивали, куда же она делась после событий седьмой и восьмой книги. Лишь единичные сцены или моменты из сотен и сотен страниц этих трёх наиболее неудачных книг были для меня интересны или приятны. С девятой книги начинается завершающая трилогия цикла, и вместе с этой книгой возвращается больше положительных черт творчества Гудкайнда, многие свойственные ему недостатки в этом романе сглаживаются. Эта книга вселяет надежду на то, что хотя бы финал, после страданий читателя над шестым-восьмым «Правилами», будет достоин затраченных на прочтение 11-томной саги сил. К сожалению, уже следующая, десятая книга, снова «проседает», а финальная, одиннадцатая, не вызывает тех эмоций, которые хотелось бы получить от заключительного романа большого цикла. Не буду расписывать все подробности того, почему финал не стоит затраченных на прочтение остальных книг сил, скажу лишь, что он очень скомкан, непоследователен, он не является закономерным итогом всего, что главному герою пришлось пережить раннее, а больше похож на то, что автор решил все проблемы своей 11-томной саги приёмом а-ля «рояль в кустах».
Подводя итог своему многословному, прямо как у Гудкайнда, отзыву, могу сказать, что цикл о Мече Истины довольно неоднозначен. Если читатель после первых книг будет заинтересован судьбой главных героев, и у него хватает терпения, тогда, пожалуй, может и стоит дочитать эту сагу до финала. Просто, чтобы знать, чем всё закончилось. Если же кто-то дорожит своим временем и не намерен читать не слишком интересную литературу, рекомендую остановится максимум на «Пятом Правиле Волшебника». Рассматривая весь цикл в его целостности, я точно могу сказать, что есть много вещей, которые лучше него. Интересует более проработанный мир, в который хочется надолго погрузится? «Колесо Времени» Роберта Джордана в этом превосходит «Меч Истины». Хочется более интересного героического фэнтези? Та же Робин Хобб со своими трёхтомными приключениями убийцы как нельзя лучше для этого подойдёт. Эпическая фэнтези? Не упоминая великого Толкина и выдающегося Мартина, хотя бы и Тэд Уильямс с «Орденом Манускрипта» подойдёт лучше, чем цикл Гудкайнда. Понравились мрачные, тяготеющие к тёмной фэнтези моменты «Меча Истины»? Гораздо лучше на этом поприще выступит Джо Аберкромби со своим интересным сюжетом, продуманными персонажами и наличием насилия и жестокости именно там, где это нужно и обоснованно.
Итак, цикл Терри Гудкайнда «Меч Истины», по моему мнению, всё-таки заслуживает внимания. Терпеливые могут прочесть его полностью, а другим советую закончить на пятой книге саги. Если я когда-нибудь соберусь вновь перечитывать этот цикл, то остановлюсь именно на «Пятом Правиле Волшебника».