---
Тот спаянный узор мелких стекляшек, что был в первой книге, увы, пошёл огромными трещинами. Каждый осколок, возможно, мог превратиться в отличную историю, но всё вместе вызывает ощущение, что читаешь одновременно-попеременно несколько книг разных жанров. Одна — книга о том, как монахини пытаются приручить волшебников, как пытаются управлять волшебниками и обратить их в свою религиозную доктрину. Но при этом их дело пронизано двойной (или тройной) ложью: они лгут воспитанникам в процессе обучения, они лгут себе, так как тайная цель их деятельности — использование волшебников как племенной скот, они лгут Создателю, так как на самом деле служат Властелину Царства Мёртвых. Это одна книга.
Вторая книга — это рассказ о том, как, потеряв предводителей, воины распущенных армий превращаются в банду грабителей и насильников (как у нас в Гражданскую), как терроризируют мирное население и как вчерашние мальчишки, охваченные справедливой яростью, ведут с бандами партизанскую войну.
Третья книга — про потерянную любовь, мир мёртвых и колдовство. И так далее.
Все эти истории практически никак не пересекаются. Больше того, то, что их как бы объединяет (Искатель Истины, Мать-Исповедница, Волшебник Первого Ранга), только мешает. Какая разница, надели Рада-Хань Искателю Истины или нет? Какое значение имеет то, что Ричард — повелитель дХары? Никакого. Да и вообще, от званий главгера уже рябит в глазах. Единственное, что ему осталось, это купить диплом доктора исторических наук и на четверть ставки (то есть раз в месяц) преподавать в каком-нибудь Институте кинематографии и телевидения. Все остальные звания у него уже есть. Он и искатель истины, и первый за три тысячи лет боевой чародей, и почётный член одного племени, и формальный муж жрицы другого племени, а ещё и глава трети всех Новых Земель, дХары, и прочее, и прочее. «Почётный святой нашего королевства». Найти такому мега-пупер-супер-герою приключения по рангу невероятно сложно. Что и отразилось на романе.
Интересна «книга» о (не-)способности женщины руководить государством. В эту «книгу» вошли несколько эпизодов романа: управление войском мальчишек, ночное нападение, сцена в Совете. Практические знания помогают Кэлен выбрать правильную тактику, но она подвержена приступам истеричности (из-за дара? из-за женской сущности-гормонов?) и поэтому проигрывает стратегически. Могла бы получиться интересная книга, если бы автор выкинул остальное.
В целом видно, что Гудкайнд вторым романом выходит на уровень эпопеи, где отдельные герои будут тянуть собственные «книги», мало пересекаясь друг с другом. При этом мешаясь-толкаясь и обрастая новыми невероятными званиями. Жаль.