| |
| Статья написана 31 октября 2013 г. 13:08 |
О сюжете. Кэлен, потерявшая память, в плену у кровожадного императора Джеганя. Ричард — в плену Ордена, неузнанный, ставший игроком в Джа Ла — Игру Жизни, игру за жизнь. Войска Ордена у стен Народного Дворца в Д'Харе. Борцы за свободу опустошают Древний мир. Всюду начилие, жестокость, хоас. В игру введены шкатулки Одена. Ведьма Сикс продолжает строить козни, преследуя свои цели. Но Лорд Рал и его немногочисленные соратники не сдаются, пытаясь найти выход из весьма щекотливого положения. Мир на грани уничтожения, и только Искатель Истины способен положить конец кровопролитной войне.
"Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается..." Эти слова можно отнести как ко всему циклу в общем, так и к каждому отдельному тому. Тягомотина и излишнее словоизлияние продолжаются, хотя я надеялась на динамичный заключительный аккорд. Все же зря автор сделал вместо одного заключительного тома трилогию. Явно из коммерческого интереса и желания сделать побольше книг, потому что действия на все три тома с гулькин нос, а вот болтовни, повторений, нудной магической псевдотеории предостаточно. Одно только описание игра Джа Ла занимает не один десяток страниц. Всё это не важно для понимания персонажей, не нужно для раскрытия основной интриги и развития сюжета в целом. Подобные описания вполне уместились бы в пару абзацев. В книге очень много лирических отступлений, рассуждений, метафизических поисков. Несколько слов о героях — ибо они получили в этой книге хоть какое-то развитие. Вообще я заметила, что изображение характеров дается автору непросто, словно он набросал первые штрихи, а что делать дальше не знает. На протяжении всего цикла герои практически статичны, двухмерны, нет в них разносторонности: они или плохие, или хорошие, или черное, или белое. Даже тот, кто изначально был плохим (условно говоря), а потом стал хорошим, теряет присущие ему ранее черты. Но разве может личность настолько измениться? Можно отринуть прежние убеждения, осознать неверность своего пути, понять порочность жизни, но личностные качества тем не менее остаются. А у Гудкайнда такие герои просто теряют свое "я". Император Джегань предстает перед читателем несколько в ином свете: как человек со сложным и многогранным характером, как сложная и неоднозначная личность, как человек, способный на проявление эмоций хоть и в столь ужасающей орме, в какой он это делает, как человек, хоть и с серьезными психическими расстройствами. Нет, он не вызывает жалости или понимания, совсем нет. Но сейчас его личность начала приоткрываться. И жаль, что автор не проработал линию этого персонажа, не объяснил причин, толкнувших Джеганя на тот путь насилия и жестокости, по которому он идет, не раскрыл его характер и личность в полной мере. Ричард не теряет присутствия духа, веры в людей и свойственного ему жизнелюбия ни при каких обстоятельствах. Он идет к своей цели, твердо зная, чего хочет добиться. Он уверенный правитель и отважный воин. Но не покидает ощущение этакой "марти-сьюшности" данного персонажа. Он всегда и везде неимоверно хорош, добивается успеха и получает женщину оказывается победителем. Парадоксальность героя в том, что он знает, что делать, даже тогда, когда не знает.
Кэлен — она вроде бы и есть, но ее в тоже время как будто и нет. И дело не в заклятии.. Просто она какая-то безликая, полупрозраяная, незаметная. Она загадочным образом ратсеряла весь свой шарм, свой характер, утратило лицо, став одним из картонных безликих персонажей. И эта метаморфоза непонятна, потому как образ Кэлен изначально был одним из наиболее колоритных в цикле. Что уж говорить о других персонажах... Они превратились в фон, в картонные декорации, абсолютно растеряв присущие им качества и обаяние. Если порассуждать о тематике, то на первый план выходит (как впрочем и у всего цикла) тема спасения мира, человечества. Нашли свое отражение и идея о ценности каждой отдельной человеческой личности, тема милосердия, любовь во всем ее многообразии форм и проявлений, взамопощь, жерственность во имя высшей цели. И все эти идеи хороши и правильны, но вот то, как они воплощены, оставляем много вопросов, а порой и отторжение. ВСя эта мишура, длинные пустопорожние разговоры о спасении и долге — это все наносное и излишне пафосное. Все эти речи можно заменить несколькими поступками, которые расскажут гораздо больше и гораздо лучше охарактеризуют героев. Финал. Нет, я и не ожидала какого-то великого откровения, но то, что выдано за финал, меня попросту обескуражило... Скомкано, надуманно, непонятно. Ричард толкнул пятистраничную речь по ути своей практически ни о чем, ибо каждый последующий абзац перефразирует предыдущий. Вообще в одиннадцатом томе Ричард произносит много речей. Судьба Джеганя, хоть и предсказуема, но чтобы вот так — это ни в какие ворота...
Итог. Очень длинное, нудное и тягомотное повествование, состоящее в основном из повторов, повторения общих мест, описаний магических действий, игры, местности. Финал оставляет желать много лучшего. Хотелось бы увидеть логическое завершение основных сюжетных линий, но увы — все они связаны в один узел или просто оборваны. Герои претерпели разительные перемены, но не в плане эволюции характеров, а плане недоработанности и непрописанности их образов. Есть ощущение, что последние книги цикла написаны словно бы в спешке, будто автор потерял интерес к этой истории и хотел поскорее закончить.
|
| | |
| Статья написана 28 октября 2013 г. 14:04 |
О сюжете. Все забыли Мать-Исповедницу, она сокрыта в тумане колдовства. Она сама себя не помнит. Помнит ее лишь Ричард. Ее образ живет в его сердце. Он ищет пути для ее спасения, но пока лишь плутает во мраке. Все нити обрывочны, намеки несны, мало кто верит ему, но он не отчаивается. Попутно Ричарду приходится координировать действия армии Д'Хары, ведущей войду с Джеганем. Однако и у самого Ричарда хватает неприятностей: он лишился способностей как раз тогда, когда они так ему необходимы.
В очередной раз возвращаюсь к заброшенному мной циклу. Болтовня, бесконечная болтовня — вот основная характеристика этой книги. Длинные переливания из пустого в порожнее, повторы одних и тех же нескончаемых разговоров о жестокостях, творимых Орденом во главе с Джеганем, об утраченном Мече Истины, о том, что натворила Шота, о Кэлен, которую никто не помнит, о необходимости битвы и о долге Ричарда перед народом. Почти нет действия, только нудная болтовня. Читать неимоверно скучно, а потому книгу я читала долго и трудно. Удивляет изменение Ричарда, причем не в лучшую сторону. Он всегда ратовал за спасение жизней невинных людей, а ныне призывает свои войска направиться в Древний мир, чтобы там, в тылу врага, убивать их семьи, уничтожать посевы и скот, жечь города, чтобы враг почувствовал на своей шкуре, каково это. И это действия человека, ищущего истину и справедливость, ратующего за свободу и ценность каждой отдельно взятой жизни? Правда? А по мне, так это чистой воды "око за око": нам тут плохо, так и пусть и вам также будет. В таком случае чем Ричард отличается от Джеганя с его неоправданной жестокостью и беспощадностью? Чем он лучше узурпатора, убивающего всех и каждого на своем пути? Или его оправдывает некая "высшая цель", аура спасителя человечества? В игру введены как новые, так и хорошо забытые старые персонажи. Вот только не очень понятно зачем... Есть и парочка небезынтересных сюжетных ходов, однако все это нивелируется затянутостью повествования, переливанием из пустого в порожнее, множеством повторений одного и того же и пересказом предыдущих событий. Из почти тысячи страниц больше половины можно отбросить без всякого ущерба для сюжета. Эту книгу от предыдущих отличает практически полное отсутствие динамики в сюжете и наличие большого количества информации по теории магии — этакий вводный курс с цитированием магических книг и формул, с постановкой экспериментов, со спорами именитых волшебников. Зачем? Вероятно, чтобы наполнить книгу текстом и раздуть цикл до еще одного тома. Других причин столь бесполезного писания текста ни чо чем я просто не нахожу. Во всех этих псевдонаучных спорах истина, вопреки ожиданиям, так и не родилась, а появилась еще большая путаница и неясности. Всё, что было известно до этого момента, оказалось неверным, а вот верное скрыто за семью печатями. Описания насилия и жестокостей по-прежнему предостаточно. Это стало уже своеобразной визитной карточкой цикла, а может, даже и самого автора. Опять же в общей сюжетной канве они особой роли не играют. Отчасти и потому, что сюжет как таковой в этой книге обозначен весьма пунктирно. Основной упор сделан на некие изыскания в книгах и попытки разобраться в завихрениях магии.
Итог. Скучная, проходная книга, не несущая особой смысловой нагрузки, практически не имеющая отношения к основной сюжетной линии. Некое лирическое отступление, связанное с сюжетом лишь наличием привычных персонажей.
|
| | |
| Статья написана 23 октября 2013 г. 09:52 |
О сюжете. Год назад в семье Калег произошло несчастье — пропал пятилетний Камерон. С тех пор о нем никаких вестей. Чтобы немного отвлечь жену накануне годовщины его исчезновения, Гейб перевозит семью в арендованный старый особняк Крикли-Холл, стоящий на вершине утеса в глухой деревушке, где в 1943 году в результате страшного наводнения погибло много людей. Дом окутан тайной, здесь погибли дети, но только ли наводнение было причиной их гибели? Дом не нравится никому в семье, даже пес отказывается в него входить. Дом словно живет своей жизнью или же в нем и правда кто-то живет? Кто-то, невидимый, но слышимый... Как дом связан с пропавшим сыном Эвы и Гейба? На эти и другие вопросы предстоит найти ответы семье Калег.
Я люблю истории о старых домах, таинственных особняках, заброшенных усадьбах. Рассказы о домах с вековой историей, где не обошлось без тайн и трагедий. Истории от мистики до семейных хроник. В таких повествованиях дом предстает не просто вместилищем семьи и вещей, но одним из героев, молчаливым свидетелем событий, хранителем тайн. Старинные особняки словно обретают душу, начинают дышать и двигаться, начинают жить. Именно такой историей является роман Джеймса Герберта "Тайна Крикли-Холла". Роман не лишен банальностей и штампов. Судите сами: старый дом, хранящий страшную тайну, переехавшая туда ничего не подозревающая семья, призраки невинно убиенных, страшный дух, преследующий все живое, молчание соседей и жителей деревни, скрывающих правду, медиум, псих, жаждущий довершить начатое. Из всего этого складывается весьма вторичный сюжет, да к тому же с многократными повторениями. Но несмотря на заштампованность сюжета, автору удалось создать атмосферу, и она запоминается надолго. Автор сумел передать настроение старого дома, ставшего свидетелем трагических событий, наполнить дом некоей аурой таинственности и мрачного молчания. Порой во время чтения у меня мороз пробегал по коже. А вот герои автору удались не столь успешно. Они какие-то двухмерные, невыразительные, блёклые. Даже главная героиня Эва, потерявшая сына и законсервировавшаяся в своем неизбывном горе, не вызывает сочувствия, потому что нет достоверности. Автор практически не изображает чувства и эмоции героев, не говорит о них, лишь вскользь упоминает. И тем удивительнее, что в целом настроение романа автор сумел передать: мрачность старого особняка, безысходность, таинственность, гнетущий, парализующий страх.
Автор поднимает в романе важную проблему, о которой принято говорить в полголоса, — жестокое обращение с детьми. Вот только лично мне претит то, как он это сделал. С каким-то извращенным смакованием описывает он методы "воспитания", которые использовал Криббен, дабы установить жесткую дисциплину. Ясно, что он сумасшедший, не ясно почему. Никак не объясняется его безумие, кроме как головными болями. Объяснение весьма натянутое, особенно в свете того, что сестра его ему под стать. Возможно, причины кроются в их детстве. Автор эту линию не доработал. Местами я брезгливо кривилась от описаний жестокости Криббена. Мне непонятно, зечем было все это столь подробно описывать. Сюжет нисколько не пострадает и без подробного изображения зверств. Да и суть не в этом. Сложно вычленить основную проблему романа, его главную тему. Здесь есть и исчезновение сына Калегов, и горе матери, и стародавняя покрытая мраком тайны и страха история, связанная со смертью детей и их жестоким опекуном, и тема экстрасенсорных способностей, тема семьи, сплоченности перед лицом горя, тема взаимопомощи и поддержки, доверия и выбора. Автор словно собрал в одном романе всё, что казалось ему интересным, словно никак не мог остановиться на чём-то одном. Но что же здесь самое важное? На передний план выходит сам дом, вмещающий в себя всё это, всех действующих лиц, имеющих место быть в разных временных пластах и нашедших точку соприкосновения в этом доме, как микрокосме, как самостоятельном пространстве, как средоточии всех сюжетных линий и линий всех ключевых персонажей. Но что хотел сказать автор? Поведать леденящую кровь историю трагически погибших детей или жизнеописание безумца и садомазохиста, или, может, историю семьи Калег, столкнувшейся с горем и волей случая впутанной в дела минувших дней, или это нечто большее, более глубокое и проникновенное? Но тогда почему есть осадок брезгливости и ощущение поверхностности романа? Здесь мы не найдем глубокой проработки характеров, анализа их переживаний, здесь нет даже сколько-нибудь мотивированного объяснения поступков Криббена. Здесь нет ничего, кроме кое-как накиданного сюжета, сдобренного садомазохисткими деталями и толикой эмоций.
Итог. В целом роман вышел посредственным. При всех своих недостатках он, безусловно, не лишен и достоинств, но они несколько смазаны общей тональностью и невыразительностью повествования. Неоригинально, банально, заштамповано. Есть динамичные и напряженные моменты, но впечатление в целом от этого остается не менее безрадостным. Недоработанный, сырой и провисающий сюжет, кое-где хромает логика и мотивировка персонажей, множество лиц со схематично прорисованными характерами. В общем, было ощущение, что это не роман, а сценарий для второсортного фильма ужасов с претензией на психологический триллер.
|
| | |
| Статья написана 17 октября 2013 г. 12:39 |
Место действия — провинциальный городок Пэгфорд, затерянный в английской глубинке. Время действия — наши дни. Герои, коих множество, — жители Пэгфорда и окрестностей. Основная интрига крутится вокруг так называемой "случайной вакансии" — месте в городском совете, неожиданно освободившемся в связи со смертью Барри Фэйрбразера, прежде занимавшего должность. Попутно всплывает множество других тем. Одним из важных конфликтов в романе является конфликт отцов и детей. Он получает весьма неожиданное воплощение, и это небезынтересный сюжетный ход. Показательно здесь то, что дурной пример заразителен, и подростки подвластны этому. Это в первую очередь социальный роман, а уж потом психологический, семейный, флософский. Роулинг подняла множество важных и злободневных вопросов, на которые общество привычно закрывает глаза, стыдливо не обращает внимания, — это проблемы наркомании, насилия, жесткого обращения с детьми. Я редко плачу, когда читаю книги, но в этот раз я плакала над историей семьи Уидон и маленького Робби, до которого никому не было дела. Как мать я не могу этого понять, не могу принять, не могу и не хочу верить, что такое возможно, но до тех пор, пока общество будет отрицать подобные вещи, ничего не изменится. Нужно менять систему в целом. Об этом роман Роулинг. О несовершенстве системы ценностей, системы управления, о несовершенстве общества, погрязшего в политических интригах. В романе показаны два мира: мир респектабельного Пэгфорда и мир бедного грязного Филдса. Но на поверку выходит, что Пэгфорд гораздо грязнее: здесь никому ни до кого нет дела, дети пишут анонимные гадости на родителей, родители погрязли в своих проблемах и не обращают внимания на детей, мужья и жены изменяют друг другу, все врут и лицемерят, думая лишь о собственном благе. Врут даже себе, не желая замечать очевидного. За всеми этими кружевными занавесками и идеально подстриженными лужайками скрываются неприглядные тайны. Множество персонажей, множество событий, множество ответвлений от основного события — смерти Барри Фэйбразера и образовавшейся вакансии в городском совете Пэгфорда. Калейдоскоп лиц и зарисовок частной жизни из разных слоев общества. Весьма реалистичное бытописание. Я бы сказала, что слишком много мрачности при изображении жизни и нравов предместья Филдс, где живут так называемые отбросы общества. Возможно, это сделано, чтобы подчеркнуть контраст с благочестивым Пэгфордом, где в окнах домов можно разгядеть красивые статуэтки, а у дверей стоят вазоны с цветами, тогда как "украшением" Филдся являются горы отбросов и повсеместная грязь. А возможно, это авторское понимание реализма как такового. В книге довольно много неприглядных, порой даже шокирующих подробностей. Что это: нравы современной Англии или шарж на нынешнее общество в целом? Возможно, эта излишняя прямолинейность и даже натуралистичность — своеобразная попытка автора отойти от образа "мамы Гарри Поттера" и показать, что она может писать другую литературу, более серьезную, "взрослую"? Что ж, попытка заслуживает внимания. Если опустить местами ненужные и неважные описания, пустые диалоги и вычленить основную идею произведения, то на выходе мы получим неплохой роман вполне в духе традиций реализма, некоторой их части. Я долго не знала, как относиться к этой книге, она всколыхнула во мне что-то, заставила задуматься, посмотреть на наше общество. Поначалу читать было скучно, но по мере развития событий сюжет затянул и потряс. Потряс своей прямолинейностью, своей шокирующей правдивостью.
|
| | |
| Статья написана 11 октября 2013 г. 15:02 |
Озеро Мичиган (США) известно как одно из самых больших и живописных озер в мире. Одна из его достопримечательностей – маяки, которые зимой превращаются в настоящие архитектурные шедевры. Под воздействие ветров и мороза они перевоплощаются в причудливое подобие мраморных скульптур. Удивительные фотографии этих маяков, внешне немного напоминающих Лавкрафтовского Ктулху, делает фотограф Том Джилл. Наиболее зрелищный и запоминающийся — маяк Святого Иосифа, построенный в 1844 году. Во время зимних штормов, когда температура достигает отметки в 20 градусов ниже нуля, а в пирс врезаются волны высотой в 6 метров, башня «обрастает» толстым слоем льда.
|
|
|