Все отзывы посетителя T0rvald
Отзывы (всего: 2 шт.)
Рейтинг отзыва
Елена Ершова «Медвежье молоко»
T0rvald, 5 апреля 2023 г. 21:59
Елена Ершова тот автор, который не боится экспериментировать. Будь это социальная фантастика, нуарный детектив, любовный роман или фантастический детектив с элементами ужаса. Здесь разница жанров не идет во вред, наоборот. Елена умеет создать уникальную атмосферу сопереживания героям, даже если эти герои не слишком симпатичны и имеют неприглядных скелетов в своих шкафах. Тем они и интересны.
Новый роман «Медвежье молоко», написанный как раз в жанре фантастического детектива, рассказывает о человеческих судьбах и том выборе, который герои должны совершить в итоге.
Как во многих романах автора, здесь несколько сюжетных линий и несколько основных персонажей.
Сотрудник магического сыска Герман Резников по прозвищу Белый – волк-оборотень. В прошлом он совершил преступление, отбывал срок в тюрьме, но оказался слишком ценным кадром для теневых магических служб, и именно поэтому ему поручают расследовать серию убийств, которые происходят в карельских лесах. А конкретно – в Лесу. Так называют мир, существующий бок о бок с нашей реальностью. Но об этом чуть позже.
Жертвами становятся подростки, девочки и мальчики, только вступившие в пору полового созревания, что оказывается очень важным элементом. Это – основной мотив для маньяка и основная канва для дальнейшего расследования, которое проводит Белый.
Как волк-оборотень, Белый мучается от своей непохожести на обычных людей. Он людоед, но людоед, осознающий свою чудовищность и не получающий от этого удовлетворения. Все его дальнейшие действия направлены на искупление вины за когда-то содеянное. Желание спасти детские жизни и желание помочь конкретной семье кажутся для него первостепенными задачами, становятся смыслом его жизни, словно, спасая их, он спасает и когда-то убитую им женщину. Поэтому на первый взгляд неприглядный и пугающий персонаж становится более выпуклым и даже симпатичным читателю. Не сопереживать ему просто невозможно. Но вместе с тем это «человек действия». Он не боится пойти против собственного начальства, вступить в конфронтацию с уголовным розыском Медвежьегорска, выйдет на бой с толпой зомби, с Великим Вороном или Стражем Беломорских петроглифов. Начитанный, подкованный в области магических ритуалов, он становится главной фигурой в расследовании, и за этим очень интересно следить.
Детективная линия, на мой взгляд, получилась выпуклой. Когда становится известным имя маньяка и его цели, возникает желание вернуться к началу повествования и прочитать еще раз, чтобы воскликнуть «Как я раньше не догадался!». Это вовсе не хитрый сюжетный твист ради твиста. Появление маньяка и его разоблачение логично и обосновано, оно проходит красной нитью через весь сюжет книги, и каждый кусочек мозаики здесь находится на своем месте, оставляя, однако, место для легкой недосказанности.
Кто настоящий убийца?
Может, типичный уголовник с бельмом на глазу, которого долгое время разыскивали в Медвежьегорске? Или одинокий старик? Или студент-очкарик, похожий на гайдаевского Шурика? Или пенсионерка, всю жизнь проработавшая поваром в детских учреждениях? Или сбежавшая от властной матери женщина? Или начальник самого Белого? А может, он сам?
Разгадка наступает в то время, когда и должна, и служит катализатором для важнейшего в жизни героев выбора. Каким он будет? Спасительным для всех? Ужасающим в своей жестокости? Пусть читатель дойдет до финала и решит для себя сам.
А я вернусь к роману и его следующей героине.
Оксана Воронцова, та самая женщина, что сбежала от деспотичной матери к давно уехавшему из семьи отцу. На руках у Оксаны – одиннадцатилетняя дочь с синдромом Дауна, а впереди надежды на лучшую жизнь. Эти надежды вмиг рушатся, когда девочка исчезает, будто ее никогда не существовало в этом мире. Пропадает вся информация о ней – нет записей в паспорте, никаких документов, ни фотографий. Никто, казалось, не помнит, что она в принципе существовала. Это отрицает даже Оксанин отец, а сотрудники уголовного розыска подозревают, что у Оксаны не все дома. И Белый единственный, кто верит ей и берется помочь.
Оксана – типичная жертва.
В тех условиях, в который она росла, невозможно быть другой. И здесь ярко раскрывается еще одна сюжетная линия, еще одна проблема, а именно проблема внутрисемейных отношений. Сейчас такие отношения называют токсичными. Мать всю жизнь подавляла Оксану, гнобила при любом удобном случае. Ближе к финалу словами одного из персонажей задается вопрос: каким будет твой механизм в реакции на стресс? Их три: бей, замри, беги. Оксана предпочитает побег. Сначала бежит из дома, затем – в неудачное замужество, потом сбегает в роддом, потом к отцу в Медвежьегорск. Вся жизнь Оксаны – это один побег от подавляющих ее людей, от проблем или даже от себя самой. Но, как известно, от себя убежать труднее всего, поэтому рано или поздно темная сущность, заложенная воспитанием матери и впитанная с ее молоком, попросится наружу.
В этой внутренней борьбе наглядно показана вся суть так называемых двоедушников – существ, имеющих душу человека и душу зверя. В мире книги они живут бок о бок с обычными людьми и обладают магическим даром в той или иной степени. Именно двоедушники хранят память об истинном мире, который однажды отступил под натиском человека. Этот мир – Лес.
Фантасты любят рассказывать об изнанке нашей с вами реальности, и здесь такая изнанка тоже есть, но с оговоркой: это не Лес является тенью настоящего мира, это наш мир – тень Леса. Он всегда был до появления человечества и будет после нашего ухода. Недаром так много уделено внимания не только карельской природе, не только пугающим и атмосферным пейзажам самого Леса, но и умирающим карельским городкам, тем медвежьим углам, где когда-то укоренился человек, но которые постепенно приходят в упадок. Где стояли дома, там теперь пробивается трава и молодая поросль. Так природа возвращает себе свое, и это очень важная, на мой взгляд, сюжетная линия.
Проблема экологии и вытеснения людьми природы показана вскользь, не заслоняя главной детективной линии, но выписана яркими мазками.
Древние существа, которые ближе к звериному, чем к человеческому, ненавидят людей за то, что люди вытеснили природу, надругались над ней. Каждый мстит человеку, как может: болотный царь отравляет воду, Великий Ворон собирается свить гнездо на останках человеческой цивилизации, а Мать-Медведица мстит всем и каждому просто потому, что помнит времена, когда именно они, звери, а не люди были хозяевами планеты. И эта звериная, неприкрытая ненависть и грызня за место под солнцем ничем не лучше человеческих конфликтов. Пусть их первобытный мир страшен и свиреп, а так ли лучше наш собственный? А так ли он гуманнее? Мне кажется, в финале автор дает на это однозначный ответ.
Мать-Медведица, или Мара, как ее называют в книге, еще один основной персонаж. Это Оксанина мать, древняя сила, воплощенная в виде несчастной пожилой женщины, явно недовольной своей судьбой, а также в виде зверя, медведицы, матери всего сущего. Это сокрушительная сила, катком проходящая по судьбам других людей, даже по судьбе собственной дочери Оксаны. У Мары есть только цель, и неважно, какими средствами она будет достигнута. Чтобы вернуть былое величие, она не остановится ни перед чем. Пожалуй, это самый жуткий персонаж книги, который вызывает мурашки на уровне инстинктов. Та матриархальная основа, которую несет Мара, также ничем не лучше патриархального мира, в котором существует современное человечество. Она даже более темная, вязкая, хтоническая, воплощенная палеолитическая Венера, одним своим видом способная вызвать дрожь. А уж поступки…
Столкновение первобытного и современного, мужского и женского, звериного и человеческого – дуальность прослеживается в каждой главе, и Елена дает читателю выбор, на чью сторону встать. А может, не становиться ни на какую, а дать миру самому исцелиться? Недаром автор оставляет за каждым из героев право на искупление, вот только воспользоваться им каждый из персонажей может на свое усмотрение.
Лес – это четвертое действующее лицо романа. У него есть даже персонификация в виде умирающего лося. Но есть и пятое действующее лицо. Это наша реальность. И ее персонификацией можно назвать дочь Оксаны, Альбину. Да, пожалуй, и всех пропавших детей.
Этот мир некрасивый, сиротский, еще не вышедший из возраста детства, зачастую жестокий, но еще и наивный, подверженный чужому влиянию. Именно в нем дети, растущие в неполных семьях, становятся главными жертвами маньяка. Детям легко задурить голову, сделать их инструментом для преследования собственных целей. Больных детей сложно любить, жестоких трудно прощать. И когда отцы самоустраняются, а матери вместо любви дарят только травмы и взращивают комплексы, оказываясь чудовищами не только внутри, но и внешне, остается ли для мира хоть какой-то шанс? Мне хочется думать, что да. Пусть финал остается в какой-то степени открытым, пусть это еще не выздоровление, а только постановка диагноза, шанс есть. Поэтому одинокие люди так тянутся друг к другу, поэтому дети из неполных семей доверяют чужому человеку, а герои так похожи своими проблемами. Белый сирота, Оксана – безотцовщина. Были ли родители у Мары или она порождение Леса? Только об этом автор умалчивает, хотя мне было бы интересно узнать предысторию этих древних существ.
Возможно, Елена еще расскажет о них в следующих книгах, ведь она обещала. И я надеюсь хотя бы на трилогию, а лучше на цикл книг о расследованиях Белого и о мире Леса, который так похож и не похож на наш.
Еще не могу не отметить прекрасные карельские пейзажи. Здесь и города – Петрозаводск, Медвежьегорск, Беломорск, Повенец. Здесь и такие знаковые места, как расстрельный полигон Сандармох, шлюзы Беломорканала, побережье Белого моря, петроглифы, этническая деревня Кинерма. И конечно, ни на что не похожая карельская природа с ее непроходимыми лесами, озерами и скалами. Читаешь и будто сам находишься там, стиль написания книги как обычно вне всяких похвал.
Хватает в книге, над чем задуматься, чему ужаснуться, над чем посмеяться (чего стоит одна сцена в следственном изоляторе!)
А я благодарю Елену за еще одну прекрасную книгу! На нее однозначно стоит обратить внимание.
T0rvald, 18 января 2021 г. 16:33
«Град огненный» – заключительный роман в трилогии о васпах. Васпы – плод генной инженерии, люди, подвергшиеся вмешательству в ДНК в ходе проведения чудовищного эксперимента по созданию идеальных солдат, лишенных страха, сомнений и совести. После того, как о Дарском эксперименте стало известно общественности, все ульи были разрушены, а Королева уничтожена. Васпов, оставшихся в живых после штурма, признали жертвами этого эксперимента. Для них была разработана программа реабилитации и социализации, чтобы дать шанс вернуться к человеческой жизни и позволить жить и работать среди людей. Не последнюю роль в этом сыграл известный по предыдущим книгам профессор Виктор Торий («Однажды вас обрекли на смерть... теперь я предлагаю жизнь»). Бывшие убийцы и насильники становятся дворниками, мусорщиками, механиками, сантехниками и разнорабочими. Они вынуждены постоянно принимать лекарства, посещать психотерапевта и постоянно находиться под негласным надзором. Однако у этой программы есть и противники, объединившиеся в движение «Си-Вай» во главе с Эштваном Морташем, который не считает васпов ни людьми, ни разумными существами вообще.
Роман представляет собой дневник, который ведет Ян Вереск, бывший преторианец Королевы, ныне ставший лаборантом у Виктора Тория. Помимо происходящего в реальном времени, в нем также описаны события прошлого, подробности Дарского эксперимента и Перехода. Ведение дневников васпами – одно из необходимых условий программы реабилитации. «Если верить докторам, лучший способ привести в порядок мысли – это поделиться ими с кем-то или записать на бумагу». Дневник начинается с записи о смерти Пола – васпы, офицера четвертого Улья. Официальная версия полиции – самоубийство, но Ян не верит, что преторианец мог совершить суицид и начинает собственное расследование. Единственной зацепкой оказывается дневник Пола, найденный в его доме.
Главным же в романе является не процесс расследования, а психология и внутренние переживания героев, не приключения тела, но приключения духа. Здесь с неожиданной стороны раскрываются те, кто ранее были известны как монстры и бездушные убийцы. Невзирая на то, какие ужасные и невероятные по своей жестокости вещи совершали васпы до Перехода, к бывшим убийцам проникаешься искренним сочувствием, наблюдая за сомнениями и душевными терзаниями Яна, Расса, Пола, Буна, стремлением измениться и справиться со своей внутренней тьмой. «Если умирать легко и не страшно, почему же так страшно и больно прорастать жизнью?».
Можно ли считать олицетворением вселенского зла тех, чьими руками были совершены ужасающие по своей жестокости преступления? Тех, кого люди создали своими руками и хотели использовать лишь в качестве оружия? Заслуживают ли васпы шанс на новую жизнь? Являются ли они жертвами обстоятельств или чудовищами, достойными казни или помещения в лаборатории в качестве подопытных крыс? Кто несет ответственность за все случившееся?
Эта история – о сражении с самим собой и со своими внутренними демонами, о взаимоотношениях общества и тех, кого принято считать изгоями. О том, как стать Человеком и как прорастает душа – через боль и страдания. Как люди порой оказываются более жестокими, чем любые монстры. «Поверьте, это больно и тяжело – растить души. Но результат стоит того, чтобы попробовать».
«Град...» – потрясающий роман, глубокий и эмоциональный, наполненный густой и мрачной атмосферой, написанный прекрасным, ярким и живым языком, погружающим без остатка в мир произведения и рисующим в голове читателя красочные образы происходящего. От книги сложно оторваться, все читается на одном дыхании. Ее обязательно захочется перечитать, чтобы еще раз пережить и переосмыслить все события.
В этой книге раскрываются многие детали и даются ответы почти на все вопросы, которые могли возникнуть ранее, при прочтении первых двух частей. Очень впечатлили истории Яна о процессе Перехода. Сцена прощания с Нанной и история Буна, сумевшего победить монстра внутри себя и начать новую жизнь с людьми, пробирают до мурашек и вызывают в душе очень много эмоций.
Также очень интересен дневник Пола, после прочтения которого становится понятно, что васпы, несмотря на всю свою жестокость и бесчувственность в прошлом, абсолютно не приспособлены к жизни в человеческом обществе и могут быть излишне наивны и доверчивы в непривычных для себя ситуациях.
Вообще, все романы трилогии довольно сильно различаются по стилю написания, Дарский эксперимент и проблема васпов рассматриваются в них с трех абсолютно разных точек зрения. «Царство медное» — научная фантастика, постапокалипсис, где главным действующим лицом является ученый Виктор Торий. «Неживая вода» – взгляд на происходящее глазами простых деревенских жителей с присущими им страхами и суевериями, считающих васпов существами потустороннего мира, навью, чертями, нежитью. Сказочная, мистическая и пугающая атмосфера прилагается. «Град огненный» же представляет собой великолепный нуарный детектив и психологический триллер. Несмотря на то, что каждую из книг можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения, я настоятельно рекомендую прочитать их все, так как они прекрасно дополняют друг друга и рисуют целостную и законченную картину этого мира.
Подводя итог, хочется от всей души выразить Елене Ершовой огромную благодарность за прекрасную историю.
«И на пепелище однажды всходит росток новой жизни».