5. В рубрике «Встреча с писателем» печатается изрядный фрагмент книги Лоуренса Сутина/Lawrence Sutin, которая называется в оригинале «The Divine Invastion, а Life Philip K. Dick». Фрагмент перевел на польский язык под названием “Boże inwazje, czyli życie i szaleństwa Philipa K. Dicka/Божьи вторжения, или Жизнь и безумства Филипа К. Дика” ЛЕХ ЕНЧМЫК/Lech Jęczmyk (стр. 26-36).
Это одна из первых (а может, и вовсе первая) книг, посвященных жизни и творчеству этого замечательного американского писателя.
Лоуренс Сутин (род. 12 октября 1951) – американец (родители – польские евреи); психолог, филолог и юрист по образованию.
Сутин дебютировал этой книгой, которая вышла первым изданием в 1989 году. Она пользовалась у читателей изрядным успехом и была переиздана в 1991 (дважды), 1994, 2005 и 2006 годах.
Книга переведена на немецкий, итальянский, венгерский, французский языки.
Перевод книги на польский язык Л.ЕНЧМЫКА вышел в 2000 году. В 2005 году книга была переиздана.
На русский язык книга пока еще не переводилась.
P.S.
В названии книги Сутина использовано название книги Филипа К. Дика “The Divine Invasion”. Это вторая часть трилогии “Valis”. Впервые изданная в 1981 году,
она затем многократно переиздавалась,
переводилась на итальянский, венгерский, немецкий, французский и многие другие языки.
На польский язык ее перевел в 2005 и переиздал в 2011 году все тот же ЛЕХ ЕНЧМЫК.
На русский язык ее перевел в 2007 году замечательный переводчик М. ПЧЕЛИНЦЕВ под названием «Всевышнее вторжение». Книга была переиздана в том же переводе в 2011 и 2015 (малотиражка) годах.
А Сутин после издания биографии составил и отредактировал два весьма интересных «диковских» сборника (вот эти),
а затем написал-таки еще одну биографию, избрав в качестве ее героя также весьма неординарную личность.
Яцек Инглëт/Jacek Inglot просматривает третье издание словаря «Парнас бис» (“Parnas bis, słownik literatury polskiej urodzonej po 1960 roku”. Wydanie trzecie i ostatnie. Na gruzach II wydania opracowanego przez Krzysztofa Vargę I Pawła Dunin-Wąsowicza, wydanie III zaktualizował ten drugi. “Lampa” и “Iskra Boża”, 1998), посвященного литераторам «не главного течения», рожденным после 1960 года. Ему нравится легкий, далекий от академического стиль, но не нравится произвольный выбор персоналий и предметов описания;
Яцек Дукай/Jacek Dukaj знакомит читателей журнала с романом канадского писателя Кена Митчелла «Камни Далайламы» (Ken Mitchell “Kamienie Dalajlamy” – это “Stones of the Dalaj Lama”, 1993. Tłum. Bolesław J. Korzeniowski, Ilona Paczkowska. “Alfa”, 1998. Серия “Biblioteka Dzieł Wyborowych”), написанным «с удивительными для поднимаемой тематики легкостью и юмором»;
Марек Орамус/Marek Oramus хвалит не шибко фантастический, но хорошо написанный роман британского писателя Кристофера Приста «Престиж» (Christopher Priest “Prestiż” – это “The Prestige”, 1995. Tłum. Krzysztof Mazurek. “Rebis”, 1998. Серия “Salamandra”) о соперничестве иллюзионистов и о том, «как ненависть к сопернику отбрасывает тень на жизнь и одного, и второго, как она вынуждает их делать то, о чем они позже искренне сожалеют, потому что достигнутый результат оказывается обоюдоострым»;
а Яцек Собота/Jacek Sobota всесторонне анализирует «прекрасную, возможно лучшую в этом сезоне» НФ-книгу -- сборник рассказов американского писателя, «постмодернистского релятивиста» Майка Резника «Кириньяга» (Mike Resnick “Kirinyaga”. Tłum. Paulina Braiter. “Prószyński I S-ka”, 1998) (стр. 76-77).
Далее некто Negocjator почтительно разглядывает сборник поздних произведений аргентинского писателя («первого постмодерниста?») Хорхе Луиса Борхеса «Книга песка» (Jorge Luis Borges “Księga piasku” – это “El libro de arena”, 1975. Tłum. Zofia Chądzynska. “Prószyński I S-ka”, 1998), в котором тот «возвращается к старым темам, пародирует ради забавы авторов фантастики, оживляет традиции жанра (в том числе новеллы “ужасов”)»;
некто Predator посмеивается над книжкой польского писателя (главного течения) Романа Прашиньского «Яйцеед» (Roman Praszyński “Jajojad”. “Iskry”, 1998); «титульный монстр – это пришелец с другой планеты, который пока только еще оценивает преимущества пребывания в облике землянина. Он вселяется в прекрасную актрису кабаре и по ночам разрывает на куски жаждущих ее тела поклонников, начиная с мусорщика Курта Воннегута. Кроме него Прашиньский стягивает во Вроцлав 1932 года Бруно Ясенского, а также Кафку, Томаса Манна и Гете, в эпизодах появляются Юнг и Гомбрович. Уже из этого ясно, что “Яйцеед” – это чистой воды постмодернизм, и напрасно было бы искать в тексте смысл или хронологические соответствия. Ни с художественной, ни с литературной точки зрения такой игры оправдать невозможно, она существует сама для себя и шокирование этим составом действующих лиц на таком историческом фоне – единственное ее алиби»;
некто Karburator увлеченно рассказывает о небольшой книжечке американского писателя, некогда одной из икон революции «детей-цветов» 1960-х годов, Ричарда Бротигана «Чудовище профессора Хоуклина» (Richard Brautigan “Potwór profesora Hawkline’a. Gotycki western”. Tłum. Jacek Maruszak. “Rebis”, 1998. Серия “Sałamandra”), «забавной пародии на классические произведения жанра “ужасов” <…> выдержанной в традициях контркультуры <…> и смахивающей немного на магический реализм, а немного и на гротеск»;
некто Kunktator не слишком лестно отзывается о второй книге американского писателя Джонатана Летема «Лунная амнезия» (Jonathan Lethem “Amnezia Moon”. – это “Amnesia Moon”, 1995. Tłom. Mirosław P. Jabłoński. “Zysk i S-ka”, 1998. Серия “Kameleon”); «явный отход от дисциплинированности и красочности первой книги; тех ярких диалогов и красивых предложений, что были там, тут и днем с огнем не найдешь <…> сюжет имеет форму скучноватого чрезмерно запутанного хаоса без крупицы даже драматичности»;
а некто Anihilator представляет читателям журнала новейший роман из цикла о Плоской Земле английского писателя Терри Пратчетта «Пирамиды» (Terry Pratchett “Piramidy”. – это “Piramids”, 1989. Tłum. Piotr W. Cholewa. “Prószyński i S-ka”, 1998) (стр. 78).
12. В рубрике «Наука и фантастика» Ян Була/Jan Buła рецензирует хорошо написанную и хорошо переведенную книгу профессора, члена многих Академий наук, историка точных наук Джона Норта «История астрономии и космологии» (John North “Historia astronomii i kosmologii”. Tłum. Tadeusz i Tamara Dworak. “Książnica”, 1998);
а Мацей Паровский/Maciej Parowski рассказывает о сборнике эссе, фрагментов произведений и даже целых произведений знаменитых естествоиспытателей, популяризаторов науки, поэтов, философов и социологов, который так и называется: «Великие эссе в науке» (“Wielkie eseje w nauce”. Wybór i redakcja Martin Gardner. Autorzy: F. Bacon, K. Darwin, J. Dewej, S. Gold, W. James, H. Ellis, J.H. Fabre, G.K. Chesterton, C. Sagan (и другие). Tłum. Marta Apelt i Dorota Kozińska. “Prószyński i S-ka”, 1998) (стр. 79).
13. В рубрике «Felietony» Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz в статье “Świat równoległy/Параллельный мир” вслед за Яцеком Инглëтом (см. выше) проходится критическим взором по словарю «Парнас бис» (стр. 80-81); Марек Орамус/Marek Oramus в статье “Dwie maszyny/Две машины” с ностальгией (Ох, как я его понимаю.W.) вспоминая те две пишущие машинки (первую купил весьма скептически настроенный отец), над которыми он провел столько вдохновенных минут, пока не пришла (черт бы ее побрал!) тотальная компьютеризация (Вот не поверите, но я свою любимую портативную механическую пишущую машинку с большим сожалением вынес к мусорному ящику у своего подъезда только в прошлом году. Тут еще надо вспомнить, что университетскую дипломную работу я в свое время (1972 год) представил к защите в рукописи – то бишь написанной от руки. W.), искренне удивляется тому ускорению технического прогресса, свидетелями которого мы все являемся и в который отнюдь не все способны вписаться. (P.S. И таки да – Орамус приводит извлеченный из прессы факт: в июле 1995 года обанкротилась “Smith Corona” – последний американский производитель пишущих машинок, в течение 70 лет доминировавшая на тамошнем рынке. W.) (стр. 80-81); а Лех Енчмык/Lech Jęczmyk в статье “Polska droga do feudalizmu/Польская дорога к феодализму” из цикла “Nowe Średniowiecze/Новое Средневековье” приходит к выводу, что в длящейся чуть ли не весь ХХ век борьбе между социализмом и капитализмом почти везде уверенно побеждает феодализм – также и в Польше (стр. 81).
14. В рубрике «НФ в мире» Анна Дорота Каминьская/Anna Dorota Kamińska реферирует январский 1998 года номер журнала ”Interzone”, и она же рассказывает об интересных публикациях в февральском 1998 года номере журнала ”Ikarie”, а некто anak ( Ой, ну да ладно, давно всем понятно, что это Аркадиуш Наконечник. W.) рассматривает апрельский номер журнала ”Locus” (стр.82).
15. В рубрике «Комикс» размещен четвертый фрагмент комикса «Марс 1977» АЛЕКСАНДРА ОГАЗЫ/Aleksander Ogaza (стр. 83-86).
16. В рубрике «На книжном рынке» Войтек Седенько в статье “Czas zastoju/Застойный период” рассказывает об июльских новинках НФ (25 наименований и один новый жанровый журнал – “Łowca wyobraźni” [Лодзь]) (стр. 87).
17. В «Списке бестселлеров» за сентябрь 1998 года книг польских авторов нет (стр. 88).
6. В новой рубрике «Киберкультура» Томаш Пëнтек/Tomasz Piątek в статье “Fantastyczna MTV/Фантастическая MTV” рассказывает об интересных клипах, выпускаемых в эфир этой музыкальной телестанцией, да и о многом другом интересном тоже (стр. 37-39);
Оля Шачкус/Ola Szaczkus статьей “Dwa oblicza Vivy/Два лика станции Vivа” знакомит читателей журнала с немецким аналогом MTV (стр. 40); Рафал Галецкий, Кшиштоф Липка, Аркадиуш ГжегожакRafał Gałecki, Krzysztof Lipka, Arkadiusz Grzegorzak в статье ”Gdzie u licha jest prawda?/Где же, черт ее побери, находится истина?” делятся информацией о сайтах сети Интернет, посвященных знаменитому сериалу “The X-Files”, об интерактивном фильме на семи компакт-дисках (по сути – компьютерной игре) под тем же названием и многом другом, связанном с этой темой (стр. 41-43); Януш Цыран/Janusz Cyran в статье ”Komputer biomolekularny/Биомолекулярный компьютер” рисует схему и объясняет принцип действия такого компьютера (стр. 44-46); Мацей Паровский/Macej Parowski в статье ”Od cybersieci do bodynetu” рецензирует сборник «Рассказы из будущего» (“Opowiadania z przyszłości”. Zebrał Stephen McClelland. “MUZA S.A.”, 1998), в котором ведущие писатели НФ высказываются (как в художественной форме – НФ-рассказах, так и в интервью) на тему развития и появления новых форм телекоммуникации (стр. 47);
Аркадиуш Гжегожак в подборке “W sieci/В сети” называет несколько интересных адресов (сайтов) в сети Интернет (стр. 48); Марек Холыньский/Marek Hołyński статьей ”Z powinszowaniem urodzin/С поздравлениями ко дню рождения” продолжает репортаж из Кремниевой долины, начатый им в предыдущем номере (стр. 49), а Бартек Хациньский/Bartek Chaciński в статье ”Wielki Szwindel, czyli złapani w sieć/Большое Жульничество, или Пойманные в сеть” рассказывает о нескольких нашумевших сетевых аферах (стр. 50).
7. В рубрике «Библиофил – Киноман» Мацей Паровский в статье “Przepowiadanie do tyłu/Предсказание вспять” представляет читателям журнала книгу американского писателя Майкла Дроснина «Код Библии» (Michael Drosnin “Kod Biblii”. Tłum. Justyna Jannasz. “W.A.B.” и “CiS”, 1988), в которой описываются попытки найти в тесте Библии (точнее Торы) с помощью математических методов (а в последнее время и компьютерных технологий) некий заложенный в него тайный смысл, предсказания будущего.
Об этом же, о предсказаниях и пророчествах, идет речь в восьмисерийном документальном фильме режиссера Джеффа Шефтеля “Prophecies” (США, 1997) (стр. 69).
8. Далее, в рубрике «Видео и фантастика», Мацей Паровский в статье “Za łukiem tęczy/За дугою радуги” вспоминает знаменитый диснеевский фильм “The Wizard of Oz” режиссеров Виктора Флеминга и Кинга Видора (США, 1939) (стр. 70-71).
9. Репортаж из Зеленой Гуры, где 28-30 сентября состоялись “XIV Bachanalia fantastyczne”, публикует в рубрике «Среди фэнов» Марек Орамус (стр. 72-73).
10. В этой же рубрике Artur Klimaszewski в статье ”Powiew wirtualności/Дуновение виртуальности” размышляет о связи RPG c театральной сценой, актерским искусством и литературой НФ и фэнтези (стр. 74-75).
4. В рубрике «Из польской фантастики» печатается новелла Яцека Дукая/Jacek Dukaj “Serce Mroku/Сердце Мрака (Тьмы)” (стр. 53-68). Иллюстрации ЯКУБА ЩЕНСНОГО/Jakub Szczęsny.
«В рассказе фантастически шаржируется цивилизационное послание “Сердца тьмы/Jądro ciemności” Джозефа Конрада и “Апокалипсиса сегодня” Копполы; а в самом тексте можно найти такую же сногсшибательную пышность описания, как и на восхищавших нас 37 лет назад первых страницах “Возвращения со звезд” Станислава Лема» (Мацей Паровский).
Рассказ завоевал премии “SFinks” и “Srebrny Głob”, номинировался на получение премии имени Януша Зайделя. Позже он вошел в состав авторского сборника писателя “Król Bolu/Король Боли” (2010). На русский язык рассказ перевел под заглавием «Сердце мрака» С. ЛЕГЕЗА (ант. «Формула крови», 2011).
Карточка рассказа находится здесь А почитать об авторе можно тут
Нам уже не раз приходилось встречаться с произведениями Дукая на страницах нашего журнала, начиная с его бравурного дебюта новеллой «Золотая Галера» в феврале 1990 года. Более подробную информацию см. по тэгу «Дукай Я.» в этом блоге.
1. Рассказ канадского (живущего в Великобритании) писателя Джеффа Раймана/Geoff Ryman, который называется в оригинале “Warmth” (1995, “Interzone”, # 100, Okt.; 1997, ант. “The Best of Interzone”; 2011, авт. сб. “Paradise Tales”), перевел на польский язык под названием “Ciepło/Тепло” МАРЦИН ВАВЖИНЬЧАК/Marcin Wawrzyńczak (стр. 3-10). Иллюстрации АНДЖЕЯ ГЖЕХНИКА/Andrzej Grzechnik.
Душевное тепло – это нечто трудно поддающееся описанию, но явственно ощутимое и безусловно нужное человеку. Даже если оно исходит от чего-то такого, у чего и души-то нет…
Этот номинировавшийся на получение премии “BSFA” рассказ переводился на немецкий язык, на русский язык он не переводился. На его карточку можно глянуть тут А почитать о его авторе можно здесь
И это вторая встреча с писателем на страницах нашего журнала (первую см. “NF” № 12/1997).
2. Рассказ британского писателя Йена Макдональда/Ian McDonald, который называется в оригинале “Recording Angel” (1996, “Interzone”, # 104, Feb.; 1997, ант. “The Year’s Best Science Fiction: Fourteen Annual Collection”; 1998, ант. “Nanotech”), перевела под названием “Anioł zapisu/Ангел записи” АГНЕШКА ФУЛИНЬСКАЯ/Agnieszka Fulińska (стр. 11-16). Иллюстрации РОБЕРТА АДЛЕРА/Robiert H. Adler.
Это небольшой приквел к роману «Чага/Chaga» -- и там, и здесь героям произведений приходится встретиться лицом к лицу с некоей иноземной напастью, пожирающей все находящееся вокруг со скоростью 50 метров в день, превращая это все в нечто вроде сухого коралла.
Рассказ издавался в переводе на итальянский язык, на русский язык он не переводился. Карточка рассказа находится здесь А почитать об авторе можно тут
И это четвертая встреча с писателем на страницах нашего журнала (предыдущие три см. “NF” №№ 12/1997, 4/1998, 8/1998).
3. Рассказ британского писателя Нила Геймана/Neil Gaiman, который называется в оригинале “The Wedding Present” (1998, ант. “Dark Terrors 4: The Gollanch Book of Horror”; 1998, 1999, 2005, 2008, 20013, авт. сб. “Smoke and Mirrors”), перевела на польский язык под адекватным названием “Prezent ślubny/Свадебный подарок” УРСУЛЯ ГРАБОВСКАЯ/Ursula Grabowska (стр. 21-25). Иллюстрации ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski.
Этот рассказ позже заново перевела на польский язык в составе авторского сборника писателя “Dym i lustra/Дым и зеркала” ПАУЛИНА БРАЙТЕР/Paulina Braiter. Впервые сборник был напечатан в 2002 году и с тех пор многократно (2004, 2012, 2015, 2018) переиздавался.
Рассказ переводился также на немецкий и нидерландский языки, на русский язык его впервые перевела под тем же названием «Свадебный подарок»
А. КОМАРИНЕЦ в 2005 году.
Позже рассказ был переведен заново Н. ИВАНОВЫМ, и в этом новом переводе переиздавался несколько раз. На карточку рассказа можно глянуть здесь А с биобиблиографией его автора можно ознакомиться тут И это первая наша встреча с писателем на страницах журнала “Fantastyka/Nowa Fantastyka”.