Роль детей в произведениях ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Роль детей в произведениях фантастической литературы»

Роль детей в произведениях фантастической литературы

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 17 апреля 2012 г. 23:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Хойти

Я тут давеча офонарела, прочитав, что жанр "Повелителя мух" Голдинга — реализм, а возраст читателя — любой...

С реализмом тоже не соглашусь (доля мистических, сюрреалистических моментов высока и самое главное является движущим моментом в сюжете), а вот по поводу возраста — не уверен. Натурализма там нет, а насилие само по себе в детской литературе, пусть исподволь, всегда присутствовало даже в цензурированной версии в СССР (истории про героев, пионеров и комсомольцев, на фоне ВоВ гораздо страшнее, хотя бы по факту реальности происходящего).
Естественно совсем маленьким такое читать не стоит, но с подросткового возрасте вполне. Чем раньше человек начинает задумываться над серьезными проблемами и сложными ситуациями, тем лучше. С учетом реалий сегодняшнего дня вряд ли что-то из произведения способно шокировать, а тем более травмировать подростковую психику.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 00:44  
цитировать   |    [  ] 
Фикс Я не о "травматизме", а о понимании. Если дитё 10-12 лет прочтёт его как помесь триллера с робинзонадой — я уверена, это не та задача, которую ставил себе автор.
–––
Никогда не спорь — стой на своём, и точка (с) Р. Оуэн


миротворец

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 00:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Хойти

я уверена, это не та задача, которую ставил себе автор.

Ага, есть еще негативный момент — подражание любой приглянувшийся модели поведения, даже девиантной. Но, как мне кажется, произведение не слишком популярно и модно, чтобы вот просто так школьник его прочитал для развлечения. А все остальное компенсируется обсуждением. Впрочем, здесь вопрос точной градации возраста читатели наверное наиболее важен, я тоже далеко не в детском возрасте читал, поэтому реакцию представляю только в теории.
Кстати, интересно узнать ваше мнение о произведении, достаточно похожем по фабуле, структуре и возможно задаче, на "Повелителя мух" — романе Лукьяненко "Рыцари 40 островов". Потому что текст в принципе написан доступным для младшей аудитории, во многом сохраняя антураж советской детской приключенческой фантастики, в тоже время затрагивая гораздо более смелые темы, пусть и в форме намеков. Является ли это некой девальвацией общеупотребительных норм морали или все же книгу автора стоит отнести к безусловно взрослым, табуированных для детей и подростков вещам?
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 08:38  
цитировать   |    [  ] 
Фикс
Насчёт подражания — очень согласна.
"Рыцари сорока островов", извините, не читала. Но могу прочесть специально ради такого случая :-)
–––
Никогда не спорь — стой на своём, и точка (с) Р. Оуэн


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 13:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Виктор Вебер

"Темная Башня" — из другой оперы. Джейк, конечно, не второстепенный герой, но, скажем так, второго уровня. В сравнении с Роландом, естественно. А речь, как я понимаю, о главных героях.

У Кинга дети в ГГ в "Оно", "Сиянии", "Талисмане", "Сердцах в Атлантиде".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 14:04  
цитировать   |    [  ] 
Вообще, насколько могу судить, дети часто встречаются в фантастических произведениях: либо в качестве монстриков, либо в героическо-страдающей ипостаси. Вот Лукьяненко вспомнили, а Крапивинские мальчики?


философ

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 14:12  
цитировать   |    [  ] 
Если уж Хайнлайна вспоминать — то необходимо рассмотреть вещицу "Марсианка Подкейн".
Вот где уж всё сказано открытым текстом — только берите, читатели.

цитата Хойти

"Рыцари сорока островов", извините, не читала. Но могу прочесть специально ради такого случая

Не стОит. Ничего там не найдете, кроме полемики с Крапивиным. Причем — неумной. Совершенно пустая книга. Эдакая бездарная помесь "Сказок Капитанов" Крапивина с "Повелителем мух" Голдинга. Причем, мерзкая в некоторых моментах.
–––
"Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson.
I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 17:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Фикс

или все же книгу автора стоит отнести к безусловно взрослым, табуированных для детей и подростков вещам?

цитата Хойти

Если дитё 10-12 лет прочтёт его как помесь триллера с робинзонадой — я уверена, это не та задача, которую ставил себе автор.
А если дитё прочтет "Стеклянные книги..."? Но это немного другая тема, на которую, кстати, почему-то никто не обратил внимания (Возрастной ценз для читателя). Существуют ли законы в отношении книжной продукции?   существует ли в РФ элементарная цензура, я имею в виду ситуацию, когда книга из-за своего смелого содержания   не может продаваться в общем книжном отделе?


миротворец

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 18:11  
цитировать   |    [  ] 
Мне тут вспомнилось, как, зайдя в книжный магазин Живое Слово, я спросил двухтомник Маккаммона ЖИЗНЬ МАЛЬЧИШКИ. Посмотрев на компьютере, продавец уверенным шагом направилась в раздел детской литературы. Когда она нашла там книгу, я полистал ее и найдя место, где хулиганы пытаются заставить слабого пацана, пардон, отсосать, молча подал ей. Видел бы кто-нибудь ее лицо! Через минуту оставшиеся экземпляры ''переехали'' во ''взрослый'' отдел)
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


философ

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 18:13  
цитировать   |    [  ] 
Всё — как всегда... Большинство пишущих не имеют даже элементарных познаний в детской психологии. Однако, пишут.
Всё — как всегда: интересная (поначалу) тема превратилась во флудильню.
Всё — как всегда: уныло.
Всё — как всегда: ни аргументов, ни дискуссии... только трусливые минусы.

Ухожу. Ибо, смысла нет.
"Такую тему запороли!:-("
–––
"Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson.
I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis.


философ

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 20:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата kaplya

трудно не пролить слезу над судьбой мальчика Уно.

цитата Хойти

Некоторым всё легко.

Пролить слезу — это не совсем обсуждаемый момент

цитата kaplya

заставляет читателя открыться, смягчиться, глубже проникнуть в мир, созданный писателем, довериться ему.

АБС угробили автобус детей в "Далекой Радуге", но это вряд ли кого смягчило или открыло. Аналогично маленькая мутантка из "Обитаемого острова".
   Прием вовлечения детей в несчастье — совершенно другой, весьма конъюнктурный прием. В некоей книжке по истории журналистики (название долго вспоминать, уж не обессудьте) упоминались фотографы ФРГ, которые возили с собой детские игрушки — подкладывать на места крушений и проч.
Кэрролл же действительно пытался пойти по дороге раскрытия и углубления за счет детского — в результате вышел самый его закрытый и темный до нечитаемости роман "Сильвия и Бруно".
У приема нехилый потенциал — см. "Степь" Чехова, — но эти люди им не воспользовались.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 22:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата SamAdness

Лёшка, я знал, что ты поймёшь
,

цитата SamAdness


цитата SamAdness

Большинство пишущих не имеют даже элементарных познаний в детской психологии.
и, к сожалению, не столь понятливы как Лешка. Но речь-то не о детской психологии, а о писательской. Чем руководствуется писатель, когда идет на

цитата ааа иии

весьма конъюнктурный прием.
, и существуют ли для таких "походов" моральные или иные границы?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 22:32  
цитировать   |    [  ] 
Отчего же введение героев-детей или обращение к детству — обязательно конъюнктурный ход? Совсем нередко это достаточно серьёзный повод поразмыслить над ходом эволюции — вспомните "Конец детства" Кларка, "Детский сад" Саймака
В своё время я делала такой сборник "Первые люди" http://fantlab.ru/edition18123

Туда включен рассказ Брэдбери "Здравствуй и прощай", где герой, который не стареет, оставаясь ребёнком, "дарит себя" одиноким людям.
Есть, конечно, у него и о детской жестокости.

Напомню "Малыша" Стругацких — воспитание человеческого детёныша иным разумом и тема контакта. Придаёт, несомненно, проникновенности.

Если о введении детей-героев как о приёме в фантастике в целом — то можно выделить эту линию эволюции человеческих качеств.


философ

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 22:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата snovasf

Отчего же введение героев-детей или обращение к детству — обязательно конъюнктурный ход?
Нет-нет, имел в виду именно детей в безысходной беде.
На сайте уже поднималась дискуссия по Кормаку Маккарти (Дорога) — глубокий он проникновенный до печенок, или пустая дешевка. Аналогичная слезогонка, по которой резко разошлись мнения с Dark AndrewУлитка в тарелке Лавряшиной. Когда вместо эмоциональной реакции ощущение тырканья по кнопкам, вывод однозначен.
И не обязательно. Можно ведь привести и контрпримеры.


авторитет

Ссылка на сообщение 18 апреля 2012 г. 23:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Но Стругацкие? Кэрролл?

С Кэрроллом все ясно. И с его любовью к маленьким девочкам (но не уголовной все-таки). И со Стругацкими тоже. Помните интернат в "Полдне"? А "Гадкие лебеди"? Уно же что-то не жалко. Иллюстативен он что-ли?
У Хайнлайна же романы — средство воспитания. Кстати — даже сказки Андерсена не были написаны ДЛЯ ДЕТЕЙ. Они для всех возрастов.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 апреля 2012 г. 11:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата hellsing

даже сказки Андерсена не были написаны ДЛЯ ДЕТЕЙ
- для или не для детей — это немного другая тема. Речь о писателе. Почему киллер Леон вызывает уважение? "Кроме женщин и детей" — это его личный моральный принцип. Люди с более высоким интеллектом судят о культурном развитии того или иного общества по его отношению к детям и старикам. Конечно, в жизни хватает жестокости, войн, но в книге автор волен убить своего героя или помиловать. И когда он его убивает, он множит (скальпель Оккама) отрицательные сущности сверх необходимого.

цитата ааа иии

АБС угробили автобус детей в "Далекой Радуге", но это вряд ли кого смягчило
,

цитата ааа иии

Нет-нет, имел в виду именно детей в безысходной беде
. Я вот об этом. Мне в далеком детстве очень не понравился финал "Хижины дяди Тома" и не нравится до сих пор. То же могу сказать об "Острове". Но не о "Повелителе мух", там все на своем месте.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 апреля 2012 г. 19:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата SamAdness

необходимо рассмотреть вещицу "Марсианка Подкейн".
с 18-летней (по земным меркам) "Марсианкой Подкейн — тоже вроде все в пределах УК, братец, правда, немного ранний, но гениям прощается многое.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 апреля 2012 г. 19:50  
цитировать   |    [  ] 
kaplya
вот людям свойственно как-то напрягаться, когда в книге гибнут дети. Вот еще причина, почему они должны быть главными героями — они это воспринимают как смерть равного8-), и вместо "он умер — бедная детка!" там будет здравое "да, не повезло Тохе..."
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 апреля 2012 г. 22:26  
цитировать   |    [  ] 
Роль? Убивать или быть убитыми.
–––
45-47
Страницы: 12    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Роль детей в произведениях фантастической литературы»

 
  Новое сообщение по теме «Роль детей в произведениях фантастической литературы»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх