Каковы причины второсортности ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Графические романы, комиксы, манга» > Тема «Каковы причины второсортности российских комиксов?»

Каковы причины второсортности российских комиксов?

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 ноября 2016 г. 10:58  
Мне кажется, что стоит серьёзно задуматься над следующей проблемой: комиксы в России существуют с конца 80-х годов, тогда же появились оригинальные художники, которые выглядели достаточно сильно даже на фоне разноообразного авторского комикса на Западе, но никакого развития не случилось. Более того, когда с начала нулевых годов появилась возможность реально издавать комиксы в более-менее профессиональных условиях (а не underground, как в девяностых) и когда западные комиксы перестали быть экзотикой, развитие комиксов в России прекратилось.
Симптоматична книга "Русский комикс", выпушщенный издательством НЛО в 2010 году. Несмотря на титанические усилия составителей сборника статей, едва удалось скрыть факт отсутствия комикса в российской массовой культуре.
Есть несколько маленьких и бедных издательств, всё же регнулярно публикующих комиксы и графические романы, напоказ иностранцам и для внутреннего рынка. Есть некоторое количество художников, желающих создавать комиксы (уровень у них разный и мало кто может сравниться с такими мастерами прошлой эпохи, как Аскольд Акишин, но всё же кто-то что-то пытается делать), наверно, есть в России даже пара-тройка тысяч читателей, интересующихся комиксами. Но! В массовой культуре современной России комикса, как явления, не существует. Комикс маргинален.
К тому же, активно издающиеся в наше время российские комиксы, за единичными исключениями, являются грубоватыми подделками под американские стандартные комиксы про сверхгероев. Они выглядят невыносимо фальшиво и могут удолетворить только самых нетребовательных читателей, потому что за ними нет отечественного бэкграунда. Бэтмен, надевший шапку-ушанку, православный крест и майку с Путиным, не становится русским героем. Он по прежнему Бэтмен. Ну, о "русской манга" и говорить нечего. В этой области положение вещей ещё более ничтожно.
При этом полностью отсутствуют визуализации русской литературы или комиксы (графические романы) без могучих великорусских богатырей на службе КГБ и ФСБ. Нет комиксов и графических романов ни по Льву Толстому ни по Виктору Пелевину. Ни по классике ни по современным бестселлерам. Французский художник Паскаль Рабате делает графический роман по "Ибикусу" Алексея Толстого. Американский художник Алан Коркос делает графический роман по "Преступлению и наказанию" Достоевского. А отечественные художники всё чирикают третьесортные подражания сериям "Марвел".
Когда Виталий Константинов сделал графический роман "ФМД. Жизнь и творчество Достоевского", он опубликовал свою работу в Германии, не в России.
Другими словами, ничтожество современного российского комикса на фоне огромного числа сознательно упускаемых возможностей поражает любого непредвзятого наблюдателя.
Возможно, такое ужасное положение связано с тем, что российские читатели (за исключением кучки хипстеров, притворяющихся как бы продвинутыми модниками) вообще, в принципе, не читают комиксов и знать о них не хотят (Дмитрий Быков заявил не без кокетства, что единственный графический роман, который он дочитал до конца — "Мышь" Арта Шпигельмана). А может быть, проблема с тем, что художники и издатели неверно оценивают рынок?


новичок

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 01:37  
Начну с того что , к сожалению, американские подделки есть и будут. И тянется это не столько из за доступности приемов визуализации и уже существующих шаблонов для сюжета. На базе подобных комиксов и мультиков выросло несколько поколений. Среди начинающих художников и сценаристов бродят навязчивые идеи собственной супергероики, которые не отвечают ( как мне кажется) действительным интересам большинства читателей. Так что часть рабочих рук идут впустую.
Далее о читателе. Комиксы   за рубежом развивались когда не конкурировали с невероятной графикой современных игр , а кино не могло порадовать такими разнообразными эффектами как в журналах с яркими картинками. Тогда они могли интересовать, просто одним своим существованием. Сейчас ситуация по настоящему суровая. Что бы привлечь читателя , нужна причина выбрать именно этот род отдыха вместо игр, сериалов, кино или же визуальных новелл.   Мало того, самим авторам, нужно обладать очень высоким уровнем графики, что бы мочь конкурировать. Неразборчивому читателю не так важно из какой страны контент. Он должен быть качественным. ( как минимум интересным).
Проблема второсортности комиксов в том, что эта сфера не так нуждается в развитии и внимании. Талантливые люди знают куда нужно потратить свои силы и чаще всего это не создание комикса ( а ведь   процесс этот долгий и трудоемкий). Пока что это не прибыльно. В России люди же которые этим интересуются очень разняться по вкусу и требовательности к сюжету или графике. Получится ли найти читателя? Мало того, потребность восполняется отличными зарубежными продуктами современных авторов.

Так что, думаю дело не только во второсортности, сколько в не умении создавать комиксы , в недостатке свежих ( трудолюбивых и талантливых сил ) и в юности авторов которые уже этим занимаются. Должно пройти какое то время, что бы на базе проб и ошибок произошла " революция " на рынке комиксов. Или не произошла.
В любом случае, по моему мнению, он никогда не будет ярким, интересным и востребованным, как когда то был в иных странах.
Хотя, может хорошим работам и удастся найти своих поклонников.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 14:16  
Hadrian , в ваших рассуждениях, как мне кажется, много верного, но яхотел бы уточнить.
Конкурентная борьба комиксов с сериалами и комью.терными играми уже проиграна. Накакой уровень графической литературы не сравнится с эффектом интерактивного присуствия, даваемого играми. Поэтому заметно, что майнстримовские американские комиксы потихоньку уходят от экшн-ээфектов в сторону собственно литературы. А российские неофиты почему-то копируют именно тупиковый вариант комикса, основанного на "трах-бабах".

цитата Hadrian

Пока что это не прибыльно

Мне кажется, это и не будет прибыльно в обозримом будущем. В сущности, комикс или графическая литература в целом основывается на масскультовских мифах и образах, а в России полноценной современной мифологии или системы образности так и не создано — провал "Человека-Грызлова" и "Вликолепных приключений" обсуловлен отсутствием внятной мифологии. Когда нам показывают гипермужественного бородача, ночующего в одном дортуаре с подростками, мальчиками и девочками, никакой сценарист не убедит читателя, что этот мачо-здоровяк не является педофилом. То есть, для создания полноценных комиксов сперва следует озабоиться созданием позитивной подробной образности, как таковой. Это фундамент, на котором можно строить дом. Но, к моему удивлению, никто не пытается решить такую задачу.

цитата Hadrian

он никогда не будет ярким, интересным и востребованным, как когда то был в иных странах

Я не так скептичен. Мне кажется, у графического романа в России есть будущее и возможность стать оригинальной частью массовой культуры. Современная российская литература пребывает в ничтожестве и прививка визуальности может прижать ей своего рода новую энергию. Конечно, это будет не сейчас, а лет через двадцать, но "крот истории роет хорошо" (Карл Маркс).


авторитет

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 15:51  
Groucho Marx, вот Hadrian прав. Комиксы развиваются на Западе уже лет 100 как. Создавались они и росли в отсутствии конкуренции, занимали четко свою нишу. За эти десятилетия возмужала культура потребления и создания комиксов. Они стали (особенно в США) частью ДНК нации. Нашим комиксам (короткие истории в картинках из Мурзилки, Колобка или Веселых картинок рассматривать не будем) всего ничего. 30 лет нет. И авторы их росли как раз уже на засилье у нас западной культуры. Не росли они на Достоевском и Толстом, не росли они на к/ф снятым по классике. И главное — они не росли в стабильном и понятном обществе. В стране был (да и есть) разброд и шатание. Спроси 10 человек, что есть русский менталитет и общество и получишь 10 ответов. Или получишь 1 общий на всех, но из учебника про Великую Российскую Империю Федерацию. Как им рисовать что то российское, если в голове нет четкого образа этой России. И как им рисовать на уровне западном, если развивается у нас эта культура всего ничего. И нет в ней большой конкуренции за кошельки потребителей. А потребителю зачем тратится на российское, если его исправно кормят лучшими образцами комиксов с Запада.
Я в комикс культуру у нас не верю. Будут, конечно, те кому интересно это. Но их количество не поможет перерости российскому комиксу в качество. Думаю, создатели отечественных комиксов это понимают. И не будут тратить времени и труда большого на развитие профессионализма в этой сфере.
–––
Посмотрите, наблюдайте, как Апрель вскрывает вены - он не верит больше в перемены.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 16:26  
SeverNord
По поводу нынешнего положения вещей я с вами не спорю.
Но мне кажется, что шансы на развитие комикса в России всё же есть. Просто никто ими (шансами) не озаботился и не хочет озабоиться.
Вот в Германии был лучший в мире комикс 150-130 лет назад. Потом, в самом начале ХХ века, всё провалилось, потому что авторы уехали в США, а в Германии никто не почесался по этому поводу. Так что комикс уже в 80-х годах пришлось по новой заимствовать из Америки. И в 90-х годах начался упорный поиск отечественной оригинальной концепции. И сейчас немецкий комикс (вернее, графический роман) существует и развивается очень оригинально и интересно. И пользуется успехом.
А в России? Вот, в 90-х появился Акишин. Очень российский и очень оригинальный автор. Кто-нибудь попытался развивать его находки? Я не знаю. Я не видел и не слышал. Алёна Камышевская выпустила отличный, сильный графический роман "Мой секс", именно о России, именно о современных российских проблемах. Реакция российского комикс-сообщества? Никакой. Какие-то идиоты блеют от восторга по поводу третьесортной, абсолютно неконкурентноспособной хрени про православных супермэнов, но игнорируют работы международного уровня.
Другими словами, шансы на развитие оригинальной графической литературы есть. Но ими, этими шансами, никто не пользуется. И в ближайшей перспективе — тут я с вами согласен полностью — никто этими шансами не воспользуется. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.


авторитет

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 16:37  
Чтобы рос российский комикс, должна расти (в ширь) его аудитория (платежеспособная). Боюсь, предпосылок к этому нет.
–––
Посмотрите, наблюдайте, как Апрель вскрывает вены - он не верит больше в перемены.


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 17:15  
Господи, люди как из параллельной реальности какой-то.
Любой труд должен достойно оплачиваться. Действительно качественная графическая новелла на 64 странички, с акварельной рисовкой уровня Блэкседа — это огромная работа и артиста, и сценариста. Если принести издателям — нашим издателям — подобную работу, даже где "все готовенькое" (не важно, что так нигде не делается), что скажут издатели в ответ?
- у нас кризис, нет денег. Поэтому аванс будет крошечный, а о роялти забудьте, так как тираж у нас тоже крошечный;
- мы отберем все права навсегда и на все — включая электронку и зарубежные публикации. И вообще, вы должны нам пятки целовать за то, что мы соизволили вашу мазню издавать;
- выбор обложки за автором? Нет, все решаем мы, Господь Бог издатель, а ты, автор — никто.
И т.д. и т.п.
Я уж просто не хочу даже начинать рассуждения о том, что из себя представляет весь наш издательский, кхм, так сказать, "бизнес".
А, верно замечено, аудитория. Она абсолютно неплатежеспособна даже при ценах в 150 рублей.
–––
Jeg er alltid fornøyd og lykkelig.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 18:19  
SeverNord
Ну. в современном мире огромное число методик, создающих потребности. Любая потребность (например, потребность в визуализированной литературе) может быть сформирована при правильно рассчитанной кампании. Другое дело, что в России не развивается, а сворачивается база интеллектуализма и развитой эстетики и поощряется всякое "простое, как мычание". Однако долго это не продлится. Лет десять максимум.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 18:24  
Ghost of smile
Вы правы, конечно, я лично и не думаю вам возражать, ибо имел соответствующий опыт. Но описанная вами ситуация — лишь частный аспект общей проблемы.
Если бы изменилась общая ситуация, издатели бегали бы за авторами, хватая их за полы пиджаков, а аудитория выкладывала бы денежки. Но наоборот, то есть, надеяться на появление вменяемых издателей графической литературы и на спонтанное расширение аудитории без изменения общей ситуации, это утопия.


новичок

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 19:05  

цитата Ghost of smile

Господи, люди как из параллельной реальности какой-то.

Тоже думаю о тех кто считает что печать это верный путь к распространению и получению прибыли с комикса.
Только массовая популярность, микроплатежи и он лайн площадки могут сделать комикс явлением как минимум " живым". На бумаге это не нужно в первую очередь авторам. Зачем им посредник, когда в интернете существуют пути доступней.

цитата Groucho Marx

То есть, для создания полноценных комиксов сперва следует озабоиться созданием позитивной подробной образности, как таковой.

Всецело поддерживаю подобные мысли. Но это работа еще куда сложнее. Авторы должны обладать осознанностью и талантом. Исследовательский интерес и начитанность должны виться в их замыслах.

Идея — вот что вдохнет жизни в Российские комиксы, доступная для публики, привлекательная для новичков, оригинальная и актуальная для своего времени.

И когда такие люди создадут    небольшое общество и начнут делать " качественный" продукт основанный на добротных сюжетах... Все будет хорошо.   Только где эти — гении писатели и художники. Наверное играют в игры и воздыхают об однополой любви. Эх.


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 19:18  

цитата Hadrian

Тоже думаю о тех кто считает что печать это верный путь к распространению и получению прибыли с комикса.

...Издатель дает гарантированный аванс. Да, он разбивается на 2-4 платежа в течение полугода, но это почти сразу живые деньги.
Раскрутка в сети — это отдельная работа 24/7/27 с кучей нюансов, и не все (особенно, художники) хотят / имеют время этим заниматься. А нормальный издатель делает всю эту работу за авторов. Например, в Японии, наш проект раскручивают сейчас в основном уже имеющие аудиторию художники, и объем подписчиков не выходит за пределы этой аудитории. В Китае с этим несколько проще, но там другие — местные — каналы распространения.

Ах, ну да. Когда больше года назад мы пришли с нашим проектом в штатовские и британские издательства, на нас посмотрели и сказали — у вас классная идеям и персонажи + fantastic art! Но так как вы поляк и норвежка, знаете чего... вы нам тут не нужны. Валите в свою Польшу и в свою Норвегию.
–––
Jeg er alltid fornøyd og lykkelig.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 19:28  

цитата Hadrian

Идея — вот что вдохнет жизни в Российские комиксы, доступная для публики, привлекательная для новичков, оригинальная и актуальная для своего времени.

Уверен, что вы совершенно правы.

цитата Hadrian

Только где эти — гении писатели и художники

Да понятно, где они. Зарабатывают на кусок хлеба. Пока что комиксами или графическими романами в России не прокормишься.


новичок

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 19:28  

цитата Ghost of smile

Валите в свою Польшу и в свою Норвегию.

Мы В России и хотим заниматься Российскими делами. И беспокоимся мы о том что русский читатель не видит российских комиксов. Во всяком случае я придерживаюсь больше этой позиции.

цитата Ghost of smile

Раскрутка в сети — это отдельная работа 24/7/27 с кучей нюансов

Но единственная из доступных. Если Издатели — монстры. Значит нужно работать на себя и свое имя. И это будет давать плоды, конечно не такие грандиозные как гранды издательств. Но такое время. Издатели захотят с Вами работать только когда публика четко обозначит свое желание. А этого не будет, свежее поколение предпочитает электронный формат и это нормально. Легче проще и удобней.
Хорошо рисуй, много трудись и не питай иллюзий насчет того, что людям это нужно в книжке за 400 рублей.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 19:32  

цитата Ghost of smile

на нас посмотрели и сказали

Лет пять назад так было повсюду. Но сейчас (и год назад) ситуация другая. Надо только правильное издательство выбрать, а выбирать есть из чего. Конечно, если вы заявитесь в Fantagraphics Books, вас отфутболят на автомате, не глядя. Но есть и другие издательства, не такие снобские.


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 20:29  

цитата Hadrian

Мы В России и хотим заниматься Российскими делами.

Ваша проблема в вашей местечковости. Пока не будет бабла — ничего не будет. А бабла в России не будет в обозримом будущем. Я знаю это по куда более прибыльной гейм-сфере. Здесь не выгодно делать бизнес. Мещеряков, например, свое издательство держит как хобби — для души. Доход ему приносит маленький бизнес в Италии, что ли.

цитата Hadrian

А этого не будет, свежее поколение  предпочитает электронный формат и это нормально.

Расскажите это японцам и китайцам, которые, при всей своей продвинутости и сверхтехничности, заняты в основном печатной продукцией.

цитата Groucho Marx

Лет пять назад так было повсюду. Но сейчас (и год назад) ситуация другая.

Да такая же ситуация. Дарк Хорс, например, принимает все субмиссии болько через снейл мейл, Все остальные, за редким исключением, работают только через агентов и вообще не рассматривают предложения без агентов — а агенты это такие занятные снобы, что туши свет, и рисковать своей репутацией, предлагая иностранцев, они не будут в принципе, если эти иностранцы не топы у себя на родине. Значительная часть промоции в книжном бизнесе — это встречи с авторами, а как их проводить, если автор живет за полмира и не может бегло говорить на языке (у меня, например, разговорной практики в японском больше чем в английском, хотя английский я знаю куда лучше, чем японский — для издателя это плохо). Агенты повидали все, и любые не местные — это для них только дополнительная головная боль.
–––
Jeg er alltid fornøyd og lykkelig.


новичок

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 20:56  

цитата Ghost of smile

Ваша проблема в вашей местечковости.

Если мы говорим о бизнесе, безусловно. Если возвращаемся к теме обсуждения — имеет значение наша страна и   распространение хорошей продукции внутри этого пространства и из него. То есть , если грубо, в России плохо с бизнесом, плохо с читателем, плохо с талантами... Но все таки я не считаю место своего обитания , какой то там " местечковостью". Мне кажется раскрутка среди россиян хороших комиксов идея благородная и достойная реализации.


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 21:26  

цитата Hadrian

Если мы говорим о бизнесе, безусловно. Если возвращаемся к теме  обсуждения

Значение везде имеет только бизнес. Это все один сплошной бизнес. Голодные не творят, они думают о том, как заработать на хлеб.
Другой вопрос, что у нас "бизнесмены" хотят 300% прибыли через 3 недели после вложения.

цитата Hadrian

Мне кажется раскрутка среди россиян  хороших комиксов  идея благородная и достойная реализации.

Только вот все артисты считают это умозрительным хобби и почему-то смотрят на запад.

Качественный продукт должен соответственно оплачиваться. Нет денег — нет проектов.
–––
Jeg er alltid fornøyd og lykkelig.


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 21:26  

цитата Groucho Marx

Мне кажется, что стоит серьёзно задуматься над следующей проблемой
Проблемы нет и автор заглавного поста об этом знает ведь в

цитата Groucho Marx

массовой культуре современной России комикса, как явления, не существует

Исходный тезис не выдерживает и минимальной нагрузки —

цитата Groucho Marx

ничтожество современного российского комикса на фоне огромного числа сознательно упускаемых возможностей поражает любого непредвзятого наблюдателя.
Да с каких фиников, если что-то цветет на Западе/Японии, оно должно плодоносить в России? Почему должно, кому должно, почему упущенная возможность — "плохо"... Откуда непредвзятые наблюдатели, если на лицо предвзятость ???


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 21:55  
Hadrian

цитата Hadrian

плохо с талантами

Нет, вот это вряд ли.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 ноября 2016 г. 22:02  
[Сообщение изъято модератором]
Страницы: 123    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Графические романы, комиксы, манга» > Тема «Каковы причины второсортности российских комиксов?»

 
  Новое сообщение по теме «Каковы причины второсортности российских комиксов?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх