Современное состояние ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Современное состояние фантастической литературы»

Современное состояние фантастической литературы

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

Лично я вижу альтернативу серийности не в имитации боллитры, а в уходе из издательских проектов в сетевые. Ну да, в авторском резюме издание в бумаге выглядит солиднее, а тут еще и все хлопоты — от оформиловки до продвижения — на своем хребте тащить, да и рисков не в пример больше... Но все же какая-то ориентация на будущее. А оно, как по мне, за электронкой.

Одно другому не мешает. Я согласен что сейчас важно не просто написать книгу, но и раскрутить ее. Сам автор это будет делать или его поклонники — это уже неважно. Сарафанное радио, рекомендации, создание фендома, а там может дойти и до бумажных публикаций. Примеры есть — тот же роман Ибатуллина (достаточно средний на мой взгляд) был объявлен чуть ли ни возрождением твердой Нф и собрал неплохой букет премий. У Розова и Коростелевой приличная армия поклонников, хотя книги выходили только в микротиражках. И так далее. Да, конкуренция в сети еще выше, чем на бумаге, но и там сильные вещи имеют шанс пробиться и дойти до читателя.
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


миротворец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата Славич

Ни издатели, ни литературные критики обычно не рассматривают дистопию как часть НФ, если только она не написана жанровым автором, конечно.

То есть из фэндома смотрят в первую очередь на атрибутику (фант. допущение), а снаружи на личность автора? И кто из них прав?:-)
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:39  
цитировать   |    [  ] 
Славич Ну Елена Ковтун это не совсем фэндом, курс фантастической литературы в МГУ это всё же серьёзно. Для неё антиутопия — часть социальной фантастики. Ну и западные исследования дистопий чаще всего выходят в фантастиковедческих сериях.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Ну и западные исследования дистопий чаще всего выходят в фантастиковедческих сериях.

Потому что с тех пор, как НФ перетащила к себе атрибуты дистопии и сделала из неё жанровую литературу, нежанровые дистопии практически исчезли. Они в основном до середины 20 века разрабатывались, и совсем уж за редкими исключениями — позже, поскольку со временем в развитых странах стало меньше предпосылок для этого. Другое дело — появление романа уровня "Дня опричника" в современной России — тут по сути сама социально-экономическая ситуация создала запрос на него. Не о чем сейчас писать дистопические исследования кроме как о НФ, поскольку про классические дистопии уже всё по триста раз написано.


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Для неё антиутопия — часть социальной фантастики
Именно не НФ это. Есть три больших жанра Реализм ,Фантастика ,Фэнтези. Это основа. Они соответственно делятся на более мелкие...
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата badger

смотрят в первую очередь на атрибутику (фант. допущение), а снаружи на личность автора?

На западе точно нет. WFA Петрушевской как бы намекает. Литературоведы иногда говорят о literary fantastic, но, кстати многие вещи вышепомянутого Кинга подпадают под жанровые определения такой общелитературной фантастики — суть всё же не в морде лица автора, а в природе novus'a-фантдопущения.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата badger

Одно другому не мешает.

Безусловно — особенно с учетом того, что ФиФ (не штампованный эскапизм) решает, в сущности, те же задачи — разве что чуть шире рассматривает взаимоотношения личность-социум. Но вот лично мне (чтобы не "за всю Одессу") интереснее работать какие-то антуражные вещи с фантдопущениями покрупнее чисто бытового уровня.

цитата badger

Да, конкуренция в сети еще выше,

Как посмотреть. Там и нишевое пространство разнообразнее, шире. Впрочем, на своей шкуре опробовать только собираюсь, а вот про неудобства, связанные с изданием бумаги, порассказать бы мог. Но, полагаю, эти авторско-издательские "тёрки" в общем малоинтересны.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:51  
цитировать   |    [  ] 
просточитатель 1984 — реализм?

Если речь о том что социальная фантастика — не научная, то Ковтун объединяет их в категорию рациональная фантастика.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 19:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата badger

То есть из фэндома смотрят в первую очередь на атрибутику (фант. допущение), а снаружи на личность автора? И кто из них прав?
А обе стороны по своему правы. Мы с Вами, разумеется, рассматриваем дистопию как часть НФ и, рассуждая с теми, кто априори считает фантастику ерундой, будем приводить в пример качественной литературы классические антиутопии. Но сами авторы дистопий, пришедшие из боллитры, с таким мнением не согласятся. Допустим, Хаксли очень не любил, когда его книги причисляли к Science fiction.
Это всё наша сорочья привычка тащить в гнездо НФ и фэнтези всю остальную фантастику.

цитата be_nt_all

Ну и западные исследования дистопий чаще всего выходят в фантастиковедческих сериях.
Прямо исследования "1984" или "Дивного нового мира", написанные видными литературоведами, выходят в фантастиковедческих сериях? Неожиданно.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:03  
цитировать   |    [  ] 
Славич Я пока без компа, так что всерьёз к работе с литературой не готов, но лично для меня нужны серьёзные доказательства, что кто-то из литературоведов рассматривает дистопию как часть реализма.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

нужны серьёзные доказательства, что кто-то из литературоведов рассматривает дистопию как часть реализма.

Рассматривают все, кроме, наверное, каких-то фантастоведов.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:08  
цитировать   |    [  ] 
https://fantlab.ru/work558#response323731 — в подтверждение тезисов Олди, пока за заминусованность не удалили — спешите видеть.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миротворец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата Славич

Это всё наша сорочья привычка тащить в гнездо НФ и фэнтези всю остальную фантастику.

Это скорее попытка личной классификации для подбора сходных произведений. Скажем если я хочу почитать что-нибудь подобное "1984", то я возьму с полки "Кысь", Пандем", "Выбраковку" или "Покорность", и мне будет все равно кого из авторов там считают фантастом, а кого нет. И где выйдут статьи об этих книгах меня тоже не особо волнует. А вот то, как решают сходную задачу разные авторы мне интересно и именно для этого я вешаю на произведения свои бирочки и ярлычки.
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 
Thalidomide Простите, но дайте ссылку. В гуглбукс, или ещё где, где было бы такое написано.

Пример какого-то фантастоведа из МГУ я привёл, жду противоположных примеров.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

В гуглбукс, или ещё где, где было бы такое написано.

Я не совсем понимаю смысла запроса. Реалистическая литература — достаточно объёмный контейнер. В него входит и классическая дистопия, поскольку та писалась нежанровыми авторами с реалистическим вИдением мира и без оглядки на жанровую прозу. Атрибутов жанровой фантастики как таковой в таких дистопиях нет, эти книги созданы в традиции реалистического романа с фантастическим допущением.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

лично для меня нужны серьёзные доказательства, что кто-то из литературоведов рассматривает дистопию как часть реализма
Полистайте работу:

Кабанова Дарья Сергеевна (Кеньон-колледж, США). Будущее в прошедшем: постсоветская дистопия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика, 2012, том 12, вып. 2, с. 88-93.
http://cyberleninka.ru/article/n/budusche...

К слову, дистопию автор понимает-определяет по Гари Морсону...
–––
Helen M., VoS


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

просточитатель  1984 — реализм?
Нет конечно. Фантастика. Чувство дежа вю у меня8:-0 Где то мы уже обсуждали Круза с его зомби апокалипсисом. И многие говорили он НФ ,а многие что фэнтези. Только вот Круз безусловно фантастика. Не фэнтези. но не НФ. Почему то у многих такая дихотомия НФ — Фэнтези. Нет. Фантастика-Фэнтези. А НФ это довольно узкий жанр... 1984 это фантастика Но не НФ ,а социальная фантастика.
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:37  
цитировать   |    [  ] 
Thalidomide Само деление литературы на жанровую и не жанровую попахивает отнюдь необщепринятой теорией отмены жанра. Я вот искал в академической литературе определение жанровой литературы для Википедии, знаете — не нашёл ни на русском ни на английском. Но это так, реплика в сторону. Если по теме, дистопия может быть подпадает под определение постреализма, такое название дали современному мейнстриму Наум Лейдерман и его сын Марк Липовецкий в рамках своей теории жанров.

А так, это imho только советское школьное литературоведение могло опрелелять Гоголя как критический реализм, такой ведущий гоголевед, как Юрий Манн всегда относил его к фантастам, хотя да, доклад Брюсова на эту тему в своё время прошёл не без скандала.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

то Ковтун объединяет их в категорию рациональная фантастика.
Можно подробнее тезис?
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2017 г. 20:42  
цитировать   |    [  ] 
be_nt_all, спасибо, ссылочкой порадовали. :-D В комплект искал (и не нашел: видимо, заминусовали) гиперкритику Толкиена в духе: "Да ну, занудство, какие-то стихи-описания, характеров нет, действие нелогичное. Прилетели б на орлах да скинули Кольцо в Ородруин — вот это бы да!". Так что нравится нам, нет, но такой подвид современного читателя тоже существует. И мало того — делает погоду (пусть и отчасти) на книжном рынке.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Страницы: 123...1314151617181920    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Современное состояние фантастической литературы»

 
  Новое сообщение по теме «Современное состояние фантастической литературы»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх