Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 19:09  

цитата Galka

Я вот "Улитку" недолюбливаю за абстрактность основной проблемы

Ну какая уж она абстрактная?
Вот дед мой, убежденный коммунист, 50 лет в партии, не оголтелый, не фанатик, в конце жизни успел хлебнуть будущего, совершенно не представимого для него. Чтоб не было СССР? Чтоб буржуи на мерседесах?

ИМХО, блестяще сделанная вещь про то, что будущее может оказаться с зубами и без свободных мест.
Уникальная для советской фантастики.
Черта с два эта проблема абстрактная. Она нас еще помучает и потревожит.


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 20:14  

цитата Anastasia2012

"Улитка" такая вся женская (тёмная, таинственная, непредсказуемая, но непреклонная
Наоборот, вся "Улитка" — тоска по ясности и злобная усмешка в сторону тех, кто от баб, культуры и науки ждет добра и только добра. И структура там очень четкая, классическая, с катарсисом и т.п.
"Женские" вещи в творчестве Стругацких — беззлобный и забавный "Понедельник" и "Попытка к бегству" — с неочевидной мотивацией персонажей, бытовыми ужасами и классическим, семейным вопросом читателя в конце. "А ты для чего мне это рассказываешь?"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 20:36  
Вот вы копаете. Мы академиев не кончали, у нас всё просто, на уровне рефлексов: вкусно-нескусно, нравится-не нравится.
Как Вы говорите? Структура с катарсисом? Прикольно. Надо будет запомнить и воткнуть в очередной отзыв... Только предварительно погуглю, что это значит.
–––
Делай, что должно, и будь, что будет...


активист

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 22:10  

цитата

А я вообще больше всего люблю "Отягощённые злом".

Я с Вами соглашаюсь. Книга очень глубокая по содержанию, состоит как бы из многих уровней, многих сюжетных линий, аналогов этой книге нет.
Ее можно цитировать бесконечно, например:
"...Вот если бы мы умели с младых ногтей привить ему человечность и милосердие, это было бы самой надежной прививкой и против бездуховности, и против тяги к преступному риску. Да что толку говорить об этом, если мы все равно этого не умеем делать сейчас так же, как тысячу лет назад!

«Пересадить свою доброту в душу ребенка – это операция столь же редкая, как сто лет назад пересадка сердца»..."

Из тематического офф-лайн-интервью Б.Н. Стругацкого:

"...Это был последний роман АБС, самый сложный, даже, может быть, переусложненный, самый необычный и, наверное, самый непопулярный из всех. Сами-то авторы, впрочем, считали его как раз среди лучших – слишком много душевных сил, размышлений, споров и самых излюбленных идей было в него вложено, чтобы относиться к нему иначе. Здесь и любимейшая, годами лелеемая идея Учителя с большой буквы – впервые мы сделали попытку написать этого человека, так сказать, «вживе» и остались довольны этой попыткой. Здесь старинная, годами лелеемая мечта написать исторический роман – в манере Лиона Фейхтвангера и с позиции человека, никак не желающего поверить в существование объективной и достоверной исторической истины («не так все это было, совсем не так»). Здесь даже попытка осторожного прогноза на ближайшие сорок лет, – пусть даже и обреченного изначально на неуспех, ибо нет ничего сложнее, чем предсказывать, что будет с нами на протяжении одной человеческой жизни (то ли дело строить прогнозы лет на пятьсот вперед, а еще лучше – на тысячу)..."

"Недостоверность истории – вот основная наша сюжетообразующая идея. Между прочим, удивительным образом оказалось, что «придумать» историю практически невозможно. Так, мы очень, помнится, были довольны нашей выдумкой: объединить апостола Иоанна и Агасфера в один персонаж. Каково же было наше изумление, когда выяснилось, что существует уже (с древнейших времен) апокриф, где такое объединение неизвестный автор проделал за тысячу лет до нас. Воистину – «ничего нельзя придумать; все придуманное либо уже некогда существовало, либо существует где-то не здесь, но сейчас, либо реализуется в самом недалеком будущем...".


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 23:02  

цитата Zharkovsky

А я вообще больше всего люблю "Отягощённые злом". Но, замечу, рассмотрение реакций на работы АБС единяще-противоборствующих хромосом — мне лично представляется интересным.


Я как раз ОЗ достаточно выраженно не люблю. Тут попадание. :)
Но если посмотреть в статистику...
ОЗ
Ж Всего: 180, средняя: 8.35
М Всего: 691, средняя: 8.41
А вот, скажем, обожаемый "Путь на Амальтею" -
Ж Всего: 212, средняя: 8.36
М Всего: 819, средняя: 8.02
Как видим, М он вообще интересует вчетверо чаще (впрочем, это вообще касается книг Стругацких)
Ну вот возьмем "Понедельник"
Ж Всего: 771, средняя: 9.00
М Всего: 2200, средняя: 8.95
Сдается мне, нет тут никакой цветовой дифференциации штанов гендерной зависимости — просто женщины слегка щедрее на высокие оценки любимым книгам :) В общем и целом.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 00:01  
Чего там сотые мерять? "Бабочки" почти везде практически симметричны (с учётом общей пропорциональности количества проголосовавших Мэ и Жо)
Сейчас быстро штук десять просмотрел: вот первая, где явно нет симметрии http://fantlab.ru/work555/details
–––
Делай, что должно, и будь, что будет...


миродержец

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 09:18  
О том,

цитата Karavaev

что будущее может оказаться с зубами и без свободных мест.
, вообще-то в эсэсэре писалось. У нас же все сплошь утописты были. Так что всякое попадалось, и отнюдь эта тема не

цитата

Уникальная для советской фантастики.
Более того, там много и с пафосом утверждалось, что вот этому и этому чувачку — не место в нашем Светлом Будующем. Могли выгнать взашей в его капиталистическое прошлое. А то и прибить без особого сожаления. ("Я понимаю вас, Эоуиола, но это не наш товарищ. Это не человек. Это опасное хищное животное, не нужно ни о чем жалеть"). Эта тема в SU SF действительно изрядно натоптана, (а то, что Будущее отторгает не Тебя, а Его, ничего ведь не меняет в постановке вопроса. Для тех, кто умеет шевелить головой). Это я так, за абстрактную справедливость, без позывов к дискуссиям.;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 09:25  

цитата swgold

Более того, там много и с пафосом утверждалось, что вот этому и этому чувачку — не место в нашем Светлом Будующем

Именно что уникальная.
Советское Будущее было стопудово Светлым. Светлейшим. Мы с оружием в космос не летали.
А в Улитке оно несколько иное. Это если выражаться осторожно.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 09:48  
Karavaev Светлым для кого? В этом главный вопрос. Для простого паренька из Оклахомщины, который всего достиг сам, а его кредитки вдруг оказались недействительны и положение в обществе аннулировано — нисколько это не светлое будущее. Описываемые персонажи видели в этом Будущем массу неиспользуемых бесхозных ресурсов — матценности, энергия, технология, женщины и пытались применить к этому свои навыки и свою систему ценностей. В ответ их травили, над ними издевались, поднимали насмех, хором кричали "Бууу", объявляли сумасшедшими. Много чего происходило. Девушка Гианея вообще траванулась — так тошно ей было в этом "светлом будущем". Неужели они погибали со словами: "Какой дивный новый мир"? Фиг там. Это был тревожный непонятный кошмар, от которого хочется проснуться. Или наоборот, поскорее уснуть, как персонаж того же автора. Потому что места в этом Будущем для них, обремененных прошлым, просто нет. Оно может формально и Светлое, но Свет этот какой-то беспросветный. Вывести из этой капли океан можно простым логическим способом.


активист

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 09:56  
Я из тех читателей, которым произведения Стругацких близки по духу. Нет у них неудачных произведений.
По поводу книги "Град обреченный" — это очень интерсное, исключительно талантливое произведение, но, к сожалению достаточно грустное и безысходное (в отличие от книги "Гадкие лебеди"). Там очень пессимистичный конец. "Град обреченный" раскрывает нам совершенно удивительный фантастический мир — эксперимент Наставников. Кто они, непонятно и не важно. Они проводят какое-то социальное исследование, изучая жизнь людей в искусственно созданной среде в замкнутом пространстве (как лабораторных животных). После смерти в этом Городе люди возвращаются обратно туда, откуда они попали в Город и в ту же минуту, откуда пришли. Но в том то и дело, что люди в городе живут как лабораторные животные и какая-то безысходность в этой жизни. Город движется в одну сторону, на юг, а со стороны севера он превращается в пустыню. Этот эксперимент, судя по всему продолжается очень и очень долго, так как город тянется на протяжении более 1000 километров. Книга чемто перекликается с произведениями Кафки, может быть Густава Мейринка "Голем" — какая то жутковатая фантастическая реальность, похожая на сон, например, красное здание или ожившие статуи в северной части города. Описание путешествия в северную часть города очень печальное, эта экспедиция бессмысленная, все ее участники погибли. А главный герой книги, Воронин, после того, как стрелял в самого себя, вернулся к себе домой, но опустошенный и он не представляет как он будет жить дальше после участия в Эксперименте. Эксперимент — это опыт над людьми (кто его проводит — непонятно), люди в искусственно созданной среде, как животные в вольере. Это социальная фантастика (исследование поведения людей в различных необычных условиях, в том числе искусственно созданной среде обитания).


авторитет

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 10:53  

цитата swgold

Светлым для кого? В этом главный вопрос

Известно для кого. Для всего прогрессивного человечества. Остальные отмирают.
Я вас понял, впрочем.


философ

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 11:05  
с таким подходом — ЛЮБОЕ будущее — светлое. по факту наступления.
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 11:06  

цитата IrinaV

По поводу книги "Град обреченный" — это очень интерсное, исключительно талантливое произведение, но, к сожалению достаточно грустное и безысходное (в отличие от книги "Гадкие лебеди")

IrinaV ещё один плюс советским редакторам)))
Дело в том, что сами авторы закончили повесть в тот момент, когда мокрецы уходят: ночь, темнота, всё рушится, а доктор, сидя за рулём джипа, смотрит вслед уходящему Баневу, пожелавшему остаться в городе, и говорит: "Бедный мой гадкий лебедь". А последнюю солнечно-лучезарно-оптимистичную главу АБС дописали под свирепым нажимом редакторов и самим им этот финал никогда не нравился.

Согласны, что акценты при этом сместились разительно?
–––
Делай, что должно, и будь, что будет...


авторитет

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 11:15  

цитата Цефтриаксон

ЛЮБОЕ будущее — светлое. по факту наступления.

Не


миродержец

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 11:24  
Процесс вымирания недовольных наступившим будущим — это дъявольски медленный процесс, особенно если учесть воспроизводство культуры. Поэтому в таком смысле никакое будущее светлым никогда не станет. Всегда будут вымирающие деревни, деревни ожидающие раскулачивания, или резервации индейцев, или колонии слипперменов. В этом плане "Кандид" — вещь вековой актуальности. А вот чисто технологическая конкретика "Переца" эту часть со временем низведет до архаики. Мне так кажется.


магистр

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 11:29  

цитата Цефтриаксон

с таким подходом — ЛЮБОЕ будущее — светлое. по факту наступления.

С таким подходом — любое будущее темное — для всех, кто живет в настоящем: потому что всегда оказывается не таким, которого мы ждем, к какому готовимся
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


авторитет

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 11:34  

цитата Крафт

Дело в том, что сами авторы закончили повесть в тот момент, когда мокрецы уходят: ночь, темнота, всё рушится, а доктор, сидя за рулём джипа, смотрит вслед уходящему Баневу, пожелавшему остаться в городе, и говорит: "Бедный мой гадкий лебедь". А последнюю солнечно-лучезарно-оптимистичную главу АБС дописали под свирепым нажимом редакторов и самим им этот финал никогда не нравился.


Интереснейшая информация! Впервые встречаю. БНС, например, считает, что "самый первый вариант заканчивался сценой в ресторане и словами Голема "...бедный прекрасный утёнок..."

Кстати, лично я не ощущаю никакого особого "смещения акцентов" после добавления последней главы.


активист

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 12:02  

цитата

А последнюю солнечно-лучезарно-оптимистичную главу АБС дописали под свирепым нажимом редакторов и самим им этот финал никогда не нравился.

Не знаю, мне кажется в таком варианте повесть только выиграла.
Если бы не была написана последняя глава, то было бы ощущение незаконченности произведения. Какой-то все равно из ситуации должен был бы быть выход.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 12:16  

цитата Zharkovsky

Интереснейшая информация!
8:-0
Ладно Вам придираться. Моя дырявая память с Вашей не сравнится. В общих чертах ведь правильно передал? ;)

цитата Zharkovsky

Кстати, лично я не ощущаю никакого особого "смещения акцентов" после добавления последней главы.
Дело вкуса. Но в том возрасте, когда я читал первый раз, для меня всё воспринималось бы совсем по-иному.
–––
Делай, что должно, и будь, что будет...


философ

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 12:18  

цитата Zharkovsky

Кстати, лично я не ощущаю никакого особого "смещения акцентов" после добавления последней главы.

Аналогично... Лишний раз подчеркивается, что Банев — "с раньшего времени", что будущее создавалось — да, и им тоже, но никак не для него. Но для него-то хотя бы оставлена возможность вернуться (если не забудет).
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Страницы: 123...220221222223224...188318841885    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх