Серия Литературные памятники


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другая литература» > Тема «Серия "Литературные памятники"»

Серия "Литературные памятники"

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 30 сентября 2009 г. 11:50  
На форуме весьма часто обсуждаются книги знаменитой книжной серии издательства "Наука" "Литературные памятники". В последнее время по соглашению с издательством "Наука" выпуск серии осуществляет "Ладомир" . Литпамятники издаются с 1948 года и за это время приобрели уже репутацию — как сейчас принято говорить — "культовой" серии: уникальные издания, многочисленные дополнительные материалы, тщательная подготовка текстов. Многие лаборанты собирают книги этой серии и поэтому я решил открыть для Литпамятников отдельную тему.

сообщение модератора

В теме вводится режим жёсткой модерации. Любой флуд и оффтоп будут немедленно удаляться и приводить к замечаниям
Любой переход на личности собеседника будет приводить к бану сроком от трёх дней.

сообщение модератора

Внимание! Все аккаунты г-на Фарберова будут баниться сразу, без дальнейшего объяснения причин

Сайт Ладомира https://ladomirbook.ru/
Телеграм-канал Ладомира https://t.me/ladomirbook
–––
Друзья, нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться, Я такой же, как и вы все, только лучше. (Хармс)


авторитет

Ссылка на сообщение 1 апреля 21:50  
цитировать   |    [  ] 
Добавлю свою копеечку к мнению Сергея Петровича. Согласен, левая рука не очень ведает о том что делает правая (тем более ноги, или другие "части тела" Науки). Однако, априори Литпамятники гораздо более "крутая" серия, это известно всем, в т.ч. и авторам-подготовителям.
Nikandros, Вам совет — в следующий раз, когда Три Туза начнут собирать вопросы к любимому издателю Ю.А. Михайлову, — попросите их разузнать что и как обстояло именно с этим изданием. Юрий Анатольевич знает всё про серию "Литературные памятники" и её актуальную Редколлегию, надеюсь он удовлетворит Ваше (и наше) любопытство.
Однако, читающую и собирающую публику не может не радовать одновременный выход книг в двух "реперных" сериях Науки. Почти как в пословице — Не было ни гроша, да вдруг алтын. У ПИМов явный ренессанс, пятое издание в серии с 2021 года, а если считать что Диодор выходил дважды, то аж шесть книг — небывалое явление для этой многострадальной серии. И в Литпамятниках у Науки "лёд тронулся" — третье издание после двухлетней паузы. Лепота (не Ладомиром единым).


активист

Ссылка на сообщение 1 апреля 22:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата Вадимыч
Данная тема называется (см. заголовок): Серия "Литературные памятники" — просьба соответствовать.

Я и задал вопрос по теме литпамятника Пауль Одерборн;. Жизнь Ивана Васильевича, великого князя Московии. Серия: «Литературные памятники»
Кто и когда начал называть Ивана 3 Грозным, в чём тут флуд? И упомянул его общемировое имя Ivan Terrible.


активист

Ссылка на сообщение 2 апреля 00:13  
цитировать   |    [  ] 
цитата Picaro1599
Кто и когда начал называть Ивана 3 Грозным

Описался, конечно когда и кто начал называть Ивана 4 Грозным? Понятно, что это прозвище позднего происхождения, как и термин "крестовые походы".


миротворец

Ссылка на сообщение 2 апреля 08:06  

сообщение модератора

ваш вопрос к теме Литпамятников отношения не имеет, идите в какую-нибудь тему по истории.
Последнее китайское предупреждение
–––
я смотрю в календарь, я знаю, что скоро зима...


авторитет

Ссылка на сообщение 8 апреля 13:29  
цитировать   |    [  ] 
Обнаружил любопытую вещь.
Литпамятники еще и Минск печатал помимо Москвы и Питера.
Если не ошибаюсь тиражи "бесцензурного" Апулея 1959 50000 и1960 50000 напечатаны Полиграфическим комбинатам имени Я. Коласа, Минск, Красная, 23
Знала ли еще история печати официальныъх литпамятников печатание в других городах кроме Москвы и Питера?
И наверное не спроста бесцензурный вариант печатался в Белорусской ССР, а не в Российской СФСР


миротворец

Ссылка на сообщение 8 апреля 14:42  
цитировать   |    [  ] 
цитата Андреуччо
Литпамятники еще и Минск печатал помимо Москвы и Питера.

Давным давно в Теме Андрей Вадимович (Вадимыч) уже выкладывал информацию по данному вопросу. .
Повторю её полностью, т.к. можно предположить, что она будет любопытна и для незарегистрированных на Фантлабе читателей ЛП
цитата
Про "новосибирский след" в истории "Литпамятников":
Издательство «Наука», Новосибирск (как издатель).

1. Издание №213. Сага о Греттире. 1976 г.
2. Издание №221. Жан Расин. Трагедии. 1977 г. Тираж 100000 (2-й завод 25001-50000). На титуле: «Новосибирск».
Понятное дело, что второе издание лишь частично "новосибирское", но формально — именно так.
Есть еще издание №244. Чарльз Лэм. Очерки Элии. Тираж 100000. (2-й завод 50001-100000) — у него на титуле не указан город.
4-я Типография Издательства «Наука». Новосибирск, ул. Станиславского, д. 25 (как место производства):
1. Впервые — издание №187. Даниэль Дефо. Роксана. Допечатка 1975 г.
2. Издание №197. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Тираж 50000 (допечатка), 1975 г. по титулу.
3. Издание №200. Томас Манн. Письма. Тираж 100000. 2-ой завод (25001-100000).
4. Издание №208. Ксенофонт. Киропедия. Допечатка 2-й завод (25001-50000), 1977 г. по титулу.
5. Издание №213. Сага о Греттире. 1976 г. Оба завода.
6. Издание №217. А.Ф. Вельтман. Странник. Допечатка 25000, 1978 г. по титулу.
7. Издание №221. Жан Расин. Трагедии. Тираж 100000 (2-й завод 25001-50000).
8. Издание №224. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. (2-ой завод 25001-50000).
9. Издание №231. Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. Доп. тираж 50000, 1982 г. по титулу; Доп. тираж 25000, 1982 г. по титулу.
10. Издание №244. Чарльз Лэм. Очерки Элии. Тираж 100000. (2-й завод 50001-100000) — на титуле не указан город; Тираж 50000 — допечатка, по титулу 1981 г.
11. Издание №257. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты.
12. Издание №261. Фридрих Шиллер. Валленштейн. 2-й завод (50001-100000), 1981 г. по титулу.
13. Издание №267. Хинес Перес де Ита. Повесть о Сегри́́ и Абенсеррахах. Тираж 50000 (допечатка).
14. Издание №284. Кудруна. Доп. тираж 50000, 1984 г. по титулу.
15. Издание №310. Похищение Быка из Куальнге. Оба завода.
16. Изданиме №316. Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений.
17. Издание №330. Н.А. Некрасов. Стихотворения. 1856. Оба завода.
18. Издание №338. Аполлон Григорьев. Воспоминания. [2-е издание].
19. Издание №339. Луиза Лабе. Сочинения.
20. Издание №347. Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы. В двух книгах. Книга первая.
21. Издание №348. Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы. В двух книгах. Книга вторая.
22. Издание №358. Бонавентура. Ночные бдения.
23. Издание №360. Франц Кафка. Замок.
24. Издание №364. Фридрих де ла Мотт Фуке. Ундина.
25. Издание №365. Джузеппе Джусти. Шутки.
26. Издание №368. Публий Папиний Стаций. Фиваида.

Т.е. в Новосибирске печатали как допечатки и отдельные заводы общего тиража, так и тиражи целиком (и немало печатали). Причем, там допечатывали как ленинградские, так и московские книги (по издателю). Опытный взгляд легко заметит, что в числе новосибовских книг (по печати) полно разноцветных ледеринов, бумвинилов и их сочетаний в одном тираже. И если "Ундина" стоит почти одинаково в ледерине и бумвиниле, то Бонавентура в ледерине — изрядная редкость и весьма дорогое
–––
"Хорошая книга утоляет горечь жизни." (c)


авторитет

Ссылка на сообщение 8 апреля 22:52  
цитировать   |    [  ] 
Андреуччо, как так вдруг "обнаружил"? Всё давно и хорошо известно.
Всего Литпамятники печатались в 21 типографии, которые находятся в 12-ти городах.
В т.ч. в Москве в семи типографиях (две из которых — 2-я (основная) и 3-я Типографии "Науки"), в Ленинграде/Санкт-Петербурге в четырех типографиях (1-я Типография "Науки" и еще три), в остальных городах: Новосибирск (4-я Типография "Науки"), Минск, Ульяновск, Харьков, Киев, Ярославль, Чебоксары, Вологда, Красногорск, Тверская обл. (Парето) — везде по одной типографии.
При этом, кроме Москвы и Ленинграда/Санкт-Петербурга лишь в Новосибирске было подготовлено два издания серии ЛП (№215(213) и №223(221)). Во всех остальных городах книги только печатались. В т.ч. это относится и к минским допечаткам Апулея 1959-1960 гг. Т.е. всё (абсолютно ВСЁ, Карл!) готовили в Москве, а в Минске только печатали и переплетали (и при этом с качеством, далеким от московского).
Так что, Андреуччо, никакой теории заговора, только бизнес (или, если угодно, чудеса плановой экономики). Для справки, суммарный тираж четырех изданий Апулея 1956-1959-1960 гг. "всего" 260.000 экз. И это чистый бизнес ("законный способ отъема денег у населения" © О. Бендер).


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 02:15  
цитировать   |    [  ] 
Вадимыч
цитата
Для справки, суммарный тираж четырех изданий Апулея 1956-1959-1960 гг

А почему четырех? И в каталоге Николая Иванова тоже 4 издания.
Но
1956 Тираж 50000
1956 Тираж 30000
1959 Тираж 110000
1959 Тираж 50000
1960 Тираж 50000

В каталоге Николая Иванова Апулей 1959 г, выделен как одно издание с двумя тиражами:

Тираж — допечатка 110 000 + допечатка 50 000
( допечатка — 110 000 ) ( 13.02.58 ; 14.02.59 ; Изд. № 3216 ; зак. № 195 )
( 2-я типография Издательства АН СССР . Москва [,]
Г-99 , Шубинский пер[еулок] , д[ом] 10 ) ;
( допечатка — 50 000 ) ( 20.05.59 ; 29.06.59 ; Изд. № 3216 ; зак. № 242 )
( Полиграфкомбинат им[ени] Якуба Колоса .
Минск , Красная , [ дом ] 23 )

Однако недавно на форуме см. сообщение Desomorphine 19 марта 11:48
цитата
В "допечатках" Апулея 1959 (тираж 50 тыс.) и 1960 года текст без купюр. Например, переведены указанный вами эпизод 2-17 ("И с этими словами она поднимается...") и 3-20 ("...при этом, когда я уже утомился..."). Тогда как в обоих изданиях 1956-го и допечатке 1959-го (тираж 110 тыс.) эротические сцены остались без перевода.


Т.е. согласно Desomorphine Апулеи 1959 г. различные издания.

Согласно каталогу Николая Иванову ЛП Апулея можно разделить на 4 издания в 2 группах.

1-е изд.
1956 г. тираж 30 000, Исправления и опечатки присутствуют

2-е изд.
1956 г. тираж 50 000, Москва, Исправления и опечатки присутствуют
1959 г. тираж 110000, Москва, тираж 50000, Минск, Исправления и опечатки отсутствуют
1960 г. тираж 50000, Минск, Исправления и опечатки отсутствуют

Согласно логике Desomorphine Апулеев 5 (6, учитывая репринт) изданий, 2 группы — цензурные, нецензурные.
1956 Тираж 30000 цензурное
1956 Тираж 50000 цензурное

1959 Тираж 11000 цензурное
1959 Тираж 50000 нецензурное

1960 Тираж 50000 нецензурное

1993 Тираж 30000. цензурное. Репринтное воспроизведение текста издания 1956 г.

В моей библиотеке только 2 Апулея
1956 г. тираж 30 000, Исправления и опечатки присутствуют, цензурное
1960 г. Тираж 50000 нецензурное
И хотел бы добавить цензурного Апулея без исправления и опечаток.
А теперь согласно вашему заявлению, что 4 издания, и каталогу Николая Иванова ясности нет, где цензурные Апулеи, где нецензурные.


активист

Ссылка на сообщение 9 апреля 08:48  
цитировать   |    [  ] 
цитата Вадимыч
т.ч. в Москве в семи типографиях (две из которых — 2-я (основная) и 3-я Типографии "Науки"), в Ленинграде/Санкт-Петербурге в четырех типографиях (1-я Типография "Науки" и еще три), в остальных городах: Новосибирск (4-я Типография "Науки"), Минск, Ульяновск, Харьков, Киев,

Марк Аврелий 1994 года печатался в Харькове, а в Киеве какая книга?


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 09:01  
цитировать   |    [  ] 
Уважаемый Андреуччо, когда я писал про четыре издания с суммарным тиражом 260.000 экз., то имелись в виду только повторные издания. Тираж 30.000 — это первое (базовое) издание Апулея 1956 г.
Названия "цензурное"и "нецензурное" — это Ваши фантазии, если речь идёт о тиражах, допечатанных в г. Минске в Полиграфкомбинате им. Якуба Коласа, то официально они оба обозначаются как "Допечатка второго издания", по титулу "Москва", тираж по 50.000 экз. Одно по титулу 1959 г. , другое по титулу 1960 г. Выходные данные у них абсолютно идентичны (как и весь текстовый блок), в частности: Сдано в набор 20/V 1959 г.; Подписано к печати 29/VI 1959 г. Изд. № 3216. Тип. Зак. №242. У "минской" допечатки 1959 г. ледерин необычного зелено-изумрудного цвета, у допечатки 1960 г. — стандартного. "Цензурности" и "нецензурности" внутри текста — находите книги и смотрите сами. В принципе (по исследованиям Н. Шамсутдинова) все издания Апулея 1956-1960 гг. напечатаны с разных гранок (последние два издания, отпечатанные в г. Минске, идентичны друг другу).
Повторю: тираж 260000 экз. равен суммарному тиражу всех четырех изданий 1956-1959-1960 гг., в которых обозначено: Второе издание, или Допечатка второго издания (50000 + 110000 + 50000 + 50000).


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 10:50  
цитировать   |    [  ] 
Вадимыч
цитата
(по исследованиям Н. Шамсутдинова) все издания Апулея 1956-1960 гг. напечатаны с разных гранок

К своему стыду, только сейчас узнал, что значит слово гранки, хотя раньше думал, что это слово обозначает печатный набор, т.е. саму матрицу или пластину с которой печатает станок.
Правильно ли я тогда понимаю, если издания Апулея напечатаны с разных гранок, то и корректура была разная, а следовательно и печатный набор разный. И из за разной корректуры можно предположить, что существуют текстовые отличия от тиража к тиражу.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 13:11  
цитировать   |    [  ] 
Вадимыч
цитата
Названия "цензурное"и "нецензурное" — это Ваши фантазии,

Цензурные и нецензурные ЛП Апулея я разделил по таким признакам. См. приложенный файл

У меня дилема как разделить тиражи на цензурные и бесцензурные.

1956 Тираж 30000 цензурный
1956 Тираж 50000 цензурный
1959 Тираж 110000 цензурный
1959 Тираж 50000 нецензурный
1960 Тираж 50000 нецензурный
1993 репринт Тираж 30000 цензурный

или

1956 Тираж 30000 цензурный
1956 Тираж 50000 нецензурный
1959 Тираж 110000 нецензурный
1959 Тираж 50000 нецензурный
1960 Тираж 50000 нецензурный
1993 репринт Тираж 30000 цензурный ,

т.к. в каталоге Николая Иванова Апулей обозначен:
1-е издание
1956 Тираж 30000

2-е издание
1956 Тираж 50000
1959 Тираж 11000
1959 Тираж 50000
1960 Тираж 50000


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 13:24  
цитировать   |    [  ] 
Еще вопрос.
Согласно каталогу Николая Иванова тиражи 1956 г 30000 экз. и 1956 г 50000 экз. имеют в конце книги раздел Исправления и опечатки. Другие тиражи этого раздела не имеют.
В приложенном файле Исправления и опечатки из тиража 1956 г 30000 экз.
Точно такой же раздел Исправления и опечатки в тираже 1956 г 50000 экз. или другой?


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 13:57  
цитировать   |    [  ] 
Андреуччо, отличия небольшие, в основном касаются оформления разворота авантитул-титул (худож. заставки и полоски-отбивки), варьируется текст подписи под изображением на шмуцтитуле и текст выходных данных (ФИО Технического редактора, написание цены, номер тип. заказа, даты сдачи в набор и подписания к печати, формат издания...). Во Втором издании (1956 г.) исправлены все 7 опечаток, отмеченных на вклейке в [Первом] (базовом) издании 1956 г., однако в этом, Втором, издании есть своя вклейка Исправления и опечатки, в ней 4 позиции, но список иной, чем в [Первом] издании. Если коротко — несмотря на определенные различия в выходных данных, Второе издание фактически является [Допечаткой тиража 1-го издания]. Однако, с учетом исправления всех опечаток (7 шт.), обозначенных в (1-м издании), данное издание можно даже считать [Переработанным].
В московской допечатке 1959 г. (тираж 110.000) также есть отличия в оформлении авантитула-титула и тексте выходных данных, при этом полностью исправлены все опечатки, бывшие книгах 1956 г., поэтому, было бы правильнее рассматривать её, как [3-е издание, исправленное]. Т.е. почти так, как и указано в Справочниках 1973, 1978 и 1984 гг.: Третье издание.
Минские допечатки 1959 и 1960 гг. идентичны друг другу. Исходя по подписи под изображением на шмуцтитуле, Н. Шамсутдинов сделал вывод что при их подготовке использован текст [Первого] издания 1956 г. (тип. зак. 1946), а не Второго издания 1956 г. (тип. зак. 312). Однако в них так же есть детали в оформлении авнтитула-титула, которых не было в 1-м издании, но были во 2-м. Так что, было бы правильнее рассматривать данные издания также как [3-е издание, исправленное].
По отличию текстов "цензурных" и "нецензурных" коллеги выше уже достаточно написали. Если что, сравните еще 97-е страницы изданий 1956 г., московской допечатки 1959 г. и 98-е страницы "минских" книг 1959 и 1960 гг.
В принципе, если целенаправленно и фанатично не "вылавливать блох", всё почти одинаково (но в этом "почти" — весь цимес).
P.S. Андреуччо, мой Вам совет — чтобы не ссылаться на каталог Иванова (у Вас явно устаревшая версия), закажите себе все шесть ЛПшных изданий Апулея — и будет Вам счастье. Это недорого и полезно. Таких "блох" наловите — мама не горюй. И себя порадуете открытиями и нас, болезных.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 15:35  
цитировать   |    [  ] 
Вадимыч
цитата
закажите себе все шесть ЛПшных изданий Апулея — и будет Вам счастье.

да, в планах. Интересно иметь на полке историю редактуры и печати перевода Кузмина, начиная с Академии 1929 г, а если бы еще найти первоначальную рукопись или машинопись перевода в РГАЛИ наверное, вообще отлично.
Издания ЛП Апулея дешевы. Вайлдбериз, Озон от 200 руб. Года указаны, не указаны тиражи. Идти потом на Алиб, чтоб точно докупить нужные тиражи 1956 и 1959 гг, но с доплатой доставки.
История издания произведения есть отдельное произведение.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 16:22  
цитировать   |    [  ] 
цитата Вадимыч
или, если угодно, чудеса плановой экономики


Почему плановой?
Как раз наоборот, это приметы рыночных механизмов бизнеса: подряд/субподряд, аутсорсинг, делегирование.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 20:44  
цитировать   |    [  ] 
Вадимыч , можно спросить, а что в Харькове печаталось?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 20:51  
цитировать   |    [  ] 
Bansarov
цитата
это приметы рыночных механизмов бизнеса: подряд/субподряд, аутсорсинг, делегирование
— именно это, Андрей Николаевич, я и называл чудесами плановой экономики.
Veronika, нет проблем, Татьяна Андреевна:
Типография №[8]. Харьковская книжная фабрика им. М.В. Фрунзе. Украина. Харьков, 310057, ул. Донец-Захаржевского, д. 6/8.
Единственное — Издание №378 (377). Марк Аврелий Антонин. Размышления. Издание второе, исправленное и дополненное.
[Издательство] «Наука». Санкт-Петербург. 1993. Тираж 30000. (Сдано в набор 31.03.93; Подписано к печати 16.11.93).
Ледериновый (стандартного цвета), тканьвиниловый (темно-зеленого цвета) и бумвиниловый (зеленого цвета, с выраженным волнистым тиснением) переплеты. ISBN 5-02-028041-0.
Суперобложка у части тиража, наличие которой в АК 1998 г. (с. 266) не указано. В АК 2012 г. (с. 333) суперобложка указана.
У суперобложек два вида бумаги: белый плотный полуватман (1993 г.); сероватая, тонкая, глянцевая (более поздняя допечатка). Рисунки на лицевой и тыльной сторонах всех суперобложек идентичны, однако, цитаты на клапанах «глянцевой» суперобложки поменяны местами (по отношению к суперобложке из полуватмана).
В 2014 г. для складских остатков тиража была напечатана суперобложка совершенно иного дизайна (ламинирована).
Впервые у издания серии тканьвиниловый переплет.
Одно из двух (второе — №406(405) "толстый" однотомный Тацит) питерских изданий 1993 г. с указанием в выходных данных:
Изготовление оригинал-макета ГП «Слово» Компьютерная верстка С.В. Павловой
Вполне себе приметное издание, открывающее "золотой" для серии1993 год, с "советским" тиражом, https://www.naukabooks.ru/knigi/katalog/r... В сетевом магазине Науки оно распродано, а вот его наличию в "живых" магазинах (лавках) Науки я не удивлюсь.
P.S. Типография №[8] означает что это восьмая типография (по сквозному порядку выхода изданий в серии).
Всего типографий было 21 (на текущий момент времени).


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 21:59  
цитировать   |    [  ] 
Андрей Вадимович, спасибо!!!!
Я редкостный тормоз, этот Марк Аврелий в супере у меня перед глазами лежит, а выходные данные только сейчас прочитала!
Обложка у меня полуватман, но интернет-магазин, в котором я заказывала этот литпамятник, загадил суперобложку своей наклейкой.
Переплёт у меня по цвету как ледерин.
Эх, была в Харькове Академкнига...   да сплыла:-(((
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 11 апреля 14:54  
цитировать   |    [  ] 
Коллеги, всё забываю написать об одной вещи. Это к вопросу плохого (слабого) тиснения "золотом» у последних ЛПшек Науки — оказывается, они надписи не тиснят «золотой» пленкой, а накатывают шелкографией. Такая вот типографская хитрость (возьмите Ричарда №3, гляньте, поймёте о чем я). Т.е. оба «слепых» «свитка» питерцы тиснят конгревом, а надписи катают сверху через сетку. Дешево и сердито, и довольно просто, нужна лишь специальная краска и аккуратность. У москвичей (Нинурта) всё чин-чинарем — тиснение "золотой " пленкой. Одеборна, который расходится как горячие пирожки, пока не видел (всё зависит от того в какой типографии Науки издание отпечатано).

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другая литература» > Тема «Серия "Литературные памятники"»

 
  Новое сообщение по теме «Серия "Литературные памятники"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх