Очень верная статья. В помощь начинающим авторам
взята здесь — ссылка
Ниже — подборка из девяти реплик, монологов и восклицаний, которых всякому автору однозначно следует избегать
1. — Где я? — тяжело прохрипел он, медленно приходя в сознание.
Дорогой автор! Пожалуйста, убей себя об стену. Нет, мы имеем в виду — самым прямым способом: разбегись, например, и как следует впечатайся в стену головой. Пойди, пожалуйста, на такую жертву: искусство ведь требует жертв? Потому что после этого ты сможешь, медленно приходя в сознание, зафиксировать: а) хрипишь ли ты хоть что-нибудь или сперва все-таки пытаешься в это самое сознание прийти; b) и что, реально прямо сразу «Где я?»
2. — Неужели ты не видишь, что я люблю тебя? — страстно прошептал он ей в лицо.
Знаете, вот чисто по-человечески: если когда-нибудь кто-нибудь что-нибудь страстно прошепчет вам в лицо — бегите от него. Отверните свое лицо и бегите в ту сторону, куда оно смотрит, — то есть прочь. Этот человек — истерик и психопат. И еще: вспомните, вы когда-нибудь произносили фразу «Неужели ты не видишь, что я люблю тебя?» А слышали ее от кого-нибудь? А слышали от кого-нибудь, что кто-нибудь от кого-нибудь ее слышал? Ха. Обычно, когда людям надо выразить что-нибудь этакое, они или мычат, или с трудом произносят три заветных слова, а потом мычат. И не страстно вам в лицо, а куда-нибудь в сторону подушки или телевизора. И хорошо, что так.
3. И тут я проснулся.
Пожалуйста, засните обратно. И пусть во сне перо выпадет из ваших утомленных пальцев и закатится куда-нибудь, где вам его вовеки не найти. Ничего более дешевого, банального и свинского, чем эта фраза, по отношению к читателю сделать нельзя. Честнее уже написать: «Концовку этого рассказа я придумать не могу, а начало выкинуть жалко. Извините».
4. «О Господи!» — воскликнул он, отшатнувшись, — «Моя жена, эта святая женщина, была убита при помощи удара по голове неизвестным тупым предметом, в результате которого у нее оказалось проломлено основание черепа, и смерть наступила мгновенно? О нет! Нет! Я не верю, что она умерла!»
У этой фразы могут быть тысячи вариаций, но проблема всегда одна: ваше желание дать максимум информации в одной реплике похвально, но здравый смысл никто не отменял. Испытывая сильную эмоцию, люди в первый момент не говорят ничего. Вообще ничего. Или говорят что-нибудь бессвязное. Хотите убедиться — позвоните своей любимой половине и сообщите ей, что только что проиграли в карты ее кота. Послушайте, что она скажет. Потом послушайте, что вы скажете в ответ. Многому научитесь.
5. «Она глубокомысленно промолчала.»
Она — набитая дура, которой нечего сказать. А вы — автор, по странной причине считающий, что диалог — это игра в «чет-нечет», и если уж сейчас настала очередь вашей героини, то в данной строчке она непременно должна фигурировать. Расслабьтесь. К счастью, иногда она просто молчит. Не глубокомысленно.
6. «Мне кажется, что мы с тобой герои чьего-то рассказа», — сказала она вдруг.
Если вы не уверены, что вашей гениальности хватит на то, чтобы на этой самой фразе действительно вывернуть все повествование наизнанку и на глазах у изумленного зрителя убедительно показать, что ваши персонажи — герои чьего-то чужого рассказа, — поздравляем, вы в своем уме и не страдаете манией величия. Не рискуйте, делая подобные заявления от имени героев: отвечать за такой базар непросто, а дать такой фразе повиснуть в воздухе — ужасно банально.
7. — Уходи, — воскликнула она, указывая пальцем на дверь.
Фраза-ловушка: ничего дурного в ней нет. И «уходи» люди друг другу говорят, и пальцем в гневе на дверь показывают. Это — пример того, как реплика, будучи и уместной, и логичной, и естественной, оказывается плохой ровно потому, что из-за своей уместности, логичности и естественности давно стала заезженной в целом.
8. — Что вам угодно? — гордо поинтересовалась она, презрительно смеривая вошедшего взглядом.
Если она — не английская королева и не шизофреничка, считающая себя английской королевой, то ничего подобного она не скажет. И уж тем более никого ничем презрительно не смерит. Сначала она попытается запахнуть и без того запахнутый халат, а потом разразится чередой междометий.
9. Забудьте все вышесказанное. Любая фраза — банальная, нелепая, неловкая и даже ненужная — может в устах вашего героя оказаться гениальным ключом к новому повороту сюжета, к нетривиальной развязке, к неординарному представлению читателям самого героя с совершенно новой стороны. Но для этого надо понимать, что написанная вами фраза — банальная, нелепая, неловкая и даже ненужная. А такое, увы, бывает раз в сто лет. Проверьте: ваш раз — именно такой раз или какой-нибудь совсем другой раз? И если вы не уверены — глубокомысленно промолчите.