471 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 471. Иллюстрированный Кэрролл: Алиса в Стране чудес, Глава 12. (худ. Г.Калиновский, В.Чижиков, В.Алфеевский)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

471. Иллюстрированный Кэрролл: Алиса в Стране чудес, Глава 12. (худ. Г.Калиновский, В.Чижиков, В.Алфеевский)

Статья написана 17 марта 2023 г. 10:16

Последняя, двенадцатая, глава "Алисы в Стране чудес" в интерпретации первых советских иллюстраторов, следовавших за первыми и последними советскими переводчиками.

Прощание/Пробуждение

Название Двенадцатой главы в разных переводах рассматриваемых изданий:

1) Оленич-Гнененко (1958): "Глава XII. Показания Алисы".

2) Заходер (1970): "Глава двенадцатая, в которой Алиса свидетельствует".

3) Орёл (1988): "Глава двенадцатая. Слово — Алисе!".

Будничное название последней главы не смог оживить даже В.Орёл (у него Алиса не в суде выступает, а на партийном собрании). И у Калиновского — надо же — рисованный шрифт в заглавии главы скучный, прозаический, симметричный. Возвращение к нормальности.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Опрокинутая скамья

1) Вставая в начале главы для дачи показаний, Алиса опрокинула скамью с присяжными.

Худ. В.Алфеевский (1958)
Худ. В.Алфеевский (1958)

2) У Чижикова тоже отражён эпизод опрокидывания скамейки и падения присяжных. Поначалу-то Алиса случайно опрокинула скамью и очень извинялась. Это уж потом она в гневе вызвала вихрь, который всех расшвырял. Но Чижиков как бы объединил эти эпизоды: получается, будто непреклонная Алиса швыряет присяжных в бездну. На сжатом цветном рисунке стремительность падения присяжных была утрачена.

Худ. В.Чижиков (1970)
Худ. В.Чижиков (1970)
Худ. В.Чижиков (2012)
Худ. В.Чижиков (2012)

Чижикову, когда он раскрашивал свои старые рисунки, было 77 лет. Конечно, нелепо было бы выдвигать какие-то претензии к художнику, который так скрасил моё детство. Но всё же верность одной манере, когда-то счастливо найденной, неизбежно приводит к застывшим шаблонам, когда угасает радость от новизны. Калиновский, конечно, был художником другого типа — он демонстрировал удивительную переменчивость. Его сюиты к "Алисе" совсем разные.

3) Калиновский реакцию Алисы не показывает, но даёт масштаб: Алиса вновь стремительно растёт, упавшие присяжные копошатся у её ног как букашки. Слева на развороте — Шляпник, сбегающий с предыдущей страницы, а справа — ящерка Билль, кувыркающийся на скамье (он в числе присяжных).

Худ. Г.Калиновский (1988)
Худ. Г.Калиновский (1988)

Белый Кролик при исполнении

Калиновский уделяет много внимания Белому Кролику — в этой главе официозному.

В чёрно-белой сюите 1974 года на рисунке всё символично: и порушенные колонны храма, и топор палача, и балансирование Кролика на канате. Не взлюбил Калиновский Белого Кролика, но отдаёт ему должное: он ведь многозначительно поправляет самого Короля:

цитата перевод Заходера

— Ваше величество желали, несомненно, сказать НЕважно, — произнес он весьма почтительно, хотя грозно нахмурился и сделал Королю страшную гримасу.

— Да, да, я хотел сказать НЕважно, — торопливо поправился Король. — НЕважно.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Приговор Валету заранее предрешён. Судебный процесс — формальность. Утомившийся Король стремится с формальностью поскорее закончить. И только гадкий Кролик понимает красоту словоблудия. Кролик является главным фальсификатором на этом процессе. Математика — наука, юриспруденция — искусство. Кэрролл — математик, Крроллик — актёр.

цитата перевод Заходера

— Ваше величество! — крикнул Белый Кролик, поспешно вскочив с места. — Обнаружены новые доказательства! Только что найдена вот эта бумага.

— И что в ней есть? — спросила Королева.

— Я ее еще не разворачивал, — сказал Белый Кролик, — но есть... есть предположение, что это письмо от обвиняемого к... к... к кому-то!

— Раз письмо — значит, к кому-то, — сказал Король, — писать никому пока не в обычае!

— А кому оно адресовано? — заинтересовался кто-то из присяжных.

— Никому, — сказал Кролик. — Я хочу сказать, снаружи ничего не написано, — торопливо поправился он, развернул бумажку и добавил: — Ну конечно! Это даже и не письмо — это просто стишки!

— А почерк подсудимого? — спросил другой присяжный.

— В том-то и дело, что нет, — сказал Белый Кролик, — и это особенно подозрительно! Присяжные растерянно захлопали глазами.

— Выходит, он подделал чей-то почерк? — сказал Король. Присяжные успокоились и просветлели.

Худ. Г.Калиновский (1988)
Худ. Г.Калиновский (1988)

Алиса перед судом

У Алфеевского Алиса, действительно, чинно даёт показания. Но это первый приступ: "Что вам известно?" — "Ничего". Алиса ещё робеет. Хотя рост у неё восстанавливается.

Худ. В.Алфеевский (1958)
Худ. В.Алфеевский (1958)

Выведенная из себя Алиса наконец-то начала препираться с судом, указывать Королю на отсутствие оснований, недоказанность и т.п. Эту сцену — огромная Алиса (спор у Заходера идёт лишь о том, больше она версты или меньше) и крохотные вершители судеб — Калиновский набросал для издания повести в 1987 году и оформил в тексте цветного издания в 1988 году.

Худ. Г.Калиновский (1987)
Худ. Г.Калиновский (1987)
Худ. Г.Калиновский (1988)
Худ. Г.Калиновский (1988)

Прощальная сцена

В конце повести Алиса прозрела:

цитата перевод Заходера

— Да кто вас боится! — сказала Алиса (она уже достигла своего настоящего роста). — Вы просто несчастные карты — и все!

И при этих словах вся колода карт взвилась в воздух и полетела ей в лицо; Алиса вскрикнула — полуиспуганно, полусердито, — стала от них отбиваться...

1) Алфеевский иллюстрирует буквально: Алиса, испуганная и сердитая, отбивается:

Худ. В.Алфеевский (1958)
Худ. В.Алфеевский (1958)

2) У Чижикова Алиса тоже испуганная, но на чёрно-белом рисунке в журнале взвились и окружили Алису не только карты, но и образы тех, с кем она повстречалась в повести. А переделанный цветной рисунок изображает уже просто счастливую Алису в кругу друзей (положительных персонажей повести). Рисунок стал скучнее.

Худ. В.Чижиков (1970)
Худ. В.Чижиков (1970)
Худ. В.Чижиков (2012)
Худ. В.Чижиков (2012)

3) Калиновский рисует по-прежнему невозмутимую Алису (на вихрь указывает только выбившаяся прядь волос). Явственно акцентируется тема прощания — не Алисы с персонажами, а читателя со всеми (видное место занимает голова Чеширского кота).

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

На последнем роскошном развороте в цветном издании 1988 года присутствуют только персонажи заключительной сцены — все неприятные, только положительный Грифон обособился на кресле в левом нижнем углу, да, кажется, и окаменел. Отрицательные персонажи смешные в своей мелкой злобе. А Алиса всё же и не испугалась, и не рассердилась...

Худ. Г.Калиновский (1988)
Худ. Г.Калиновский (1988)

Возвращение

Всё, сны закончились. На берегу ждёт сестрица в капоте.

Худ. В.Алфеевский (1958)
Худ. В.Алфеевский (1958)





214
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 10:25
Никогда не понимал финальной сцены в суде. Почему карты летят в лицо? Карты швыряют в лицо шулерам (перед тем, как игроки хватаются за канделябры). Швырнуть в лицо маленькой девочке колоду карт — это очень странный поступок автора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 10:43
Ну это же кошмарный сон. А сны часто заканчиваются, тем что что-то резко прыгает на тебя и ты просыпаешься8-)
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 13:00
Может, Кэрролл не знал об этом обычае? Не в тех кругах общался?
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 15:14
Это-то понятно. Но обижать маленьких девочек по лицу — это перебор.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 16:55
:-D
 


Ссылка на сообщение18 марта 2023 г. 06:57
Да там не колода. Алису атакуют карты россыпью, ворохом — это сестра смахивает с лица уснувшей Алисы сухие листья. Вот только упавшие с дерева в июне — или из той кучи, в которую она приземлилась внизу кроличьей норы;-)


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 13:57
Чудесная, чудесная серия статей. Прочитал с огромным удовольствием!
Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 14:12
:beer:


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 17:38
Как-то непривычно мало Алфеевского в этой главе. Из Чижикова и Калиновского, в этих эпизодах Чижиков понравился больше. У него все — игра, а у Калиновского сложно скроенная интрига получилась, а в цвете — внезапно с налётом унылости. Хотя, может, в последней главе это и оправдано.
Спасибо огромное за эту серию постов! Уже начинаю ждать следующие :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 18:28
Спасибо Вам!


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 21:27
Спасибо.
Но, должен заметить, с финальной сценой никто не справился.
Толпа зверушек — человечков размером с крысу или кошку на рисунке не так уж безобидна.
С чего Алиса расхрабрилась?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2023 г. 21:47
Да, они агрессивные.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2023 г. 06:59
По Кэрроллу по приказу Королевы никто и с места не сдвинулся.
Атака после заявления Алисы, что они не страшные и всего-навсего карточные картинки.
Не должны б они выглядеть агрессивными.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2023 г. 07:04
Да, Калиновский дословно не иллюстрировал. Потому картинки и интересно смотреть: художник иногда о писателе, иногда о себе.


⇑ Наверх