Рок постигший Массачусетс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Karnosaur123» > Рок, постигший Массачусетс, или Как Дель Торо Лавкрафта воплощал
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рок, постигший Массачусетс, или Как Дель Торо Лавкрафта воплощал

Статья написана 5 ноября 2022 г. 07:03

Жил-был художник один, домик имел и холсты. А также — мнение тех, кто считал его картины — всеразличных мерзопакостных тварей, колдовские шабаши, каннибальские оргии и разлагающиеся трупешники — какой-то стремной фигней. Потому что он Бэтмен Пикман. И еще потому, что он художник, он так видит. И что видит, то поет, точнее, рисует.

Признаться, после «Кладбищенских крыс» по Каттнеру я ожидал от «Модели Пикмана» почти дословной экранизации, то есть камерной, со всего двумя действующими лицами — Ричардом Аптоном Пикманом и его приятелем Тёрбером, разве что слегка сдобренной экшном. На деле же рассказ порядком расширили и местами изменили — тот же Тербер из ветерана Первой Мировой, сошедшегося с Пикманом на почве искусства, превратился в его однокурсника по художке, себе на беду проявившего сочувственный интерес к нелюдимому чудаку и его творчеству. Также у Тербера появилась невеста, а впоследствии и семья — жена и сын, для которых знакомство с его бывшим товарищем несёт большую угрозу.

Отсюда главная проблема: семейные ценности — это прекрасно, но страх за родных и близких — слишком приземлённый и слишком понятный; подменяя им космический экзистенциальный ужас Лавкрафта, любой режиссер не только облегчает себе задачу, но и автоматически снижает, обмещанивает, так сказать, автора. Не удовольствовавшись этим, добавили линию прямиком из «Сигаретного ожога» и «В пасти безумия» Карпентера — картины Пикмана натурально сводят людей с ума, заставляя глючить и творить всякую лютую дичь над собой и окружающими. Опять же, облегчили себе задачу, положившись на шоковый эффект.

Но это я так, бурчу для порядка, чтобы показать, какой я искушённый и тёртый критик. А так-то фильм в целом не столь уж вопиюще отошел от первоисточника и вообще получился очень и очень годным. Во-первых, колдовская атмосфера мрачного, едва освещенного Массачусетса передана на пять с плюсом, во-вторых, спецэффекты традиционно хороши, в третьих, актеры тащат. Красавчик Бен Барнс (уже имевший дело с проклятой живописью в малоудачной версии «Портрета Дориана Грея») отлично воплотил на экране Тербера — от студента-шалопая до маститого художника и добропорядочного семьянина, в жизнь которого снова вторгается старый «друг», но Криспин Гловер с его своеобразной внешностью и умением создавать персонажей одновременно по-детски трогательных и отталкивающих, был рожден для того, чтобы сыграть Пикмана. Лучшего воплощения лавкрафтовских персонажей на экранах еще не появлялось и вряд ли появится в будущем, разве что Гловер сыграет еще кого-нибудь.

В общем и целом, получилась настолько приличная экранизация, что даже сам Г. Ф. Лавкрафт, привыкший вращаться в гробу от большинства попыток перенести его творчество на экран, прервал свое безостановочное верчение. В результате штат Массачусетс, чья энергосистема давно подключена к могиле классика, погрузился во тьму, и в подвалах зашевелились осмелевшие упыри. И возопили к Дель Торо массачусетцы: «Отче! Мы пропадаем!» И послал Дель Торо ангела, известного под именем Кэтрин Хардуик, дабы починила она систему. И сняла Кэтрин фильм «Сны в Ведьмином доме», и с утроенной силой завертелся в гробу писатель, и от скачка напряжения вышибло к черту в домах все пробки и лампочки; и упыри, видя, что нет света и не предвидится, вышли из укрытий своих, из подвалов и погребов, и массачусетцев всех пожрали.

Объективности ради, сами по себе «Сны в Ведьмином доме» — вполне неплохая экранизация: вряд ли можно лучше перенести на экран одноименный рассказ Нила Геймана. Ничего страшного, что у Нила Геймана нет такого рассказа. У Лавкрафта зато не было никакой милой умершей сестренки, которую хочет вернуть молодой Уолтер Джилмен (помните, что мы говорили о семейных ценностях?), и боевитой монашки-негритянки. А у Кэтрин и ее сценаристки Майки Уоткинс (писавшей сценарий к незабвенному «Падению Трои» с чернокожим Ахиллом и рейтингом на IMDB, павшим ниже четверки — ну что, в самом деле, могло пойти не так?) не будет никаких Азатотов, Ньярлатхотепов (вот сейчас обидно было, как человеку, сделавшему Ньярлатхотепа героем одного из своих рассказов), не будет принесенных в жертву младенцев, но главное — хотя бы минимального понимания лавкрафтовской прозы не будет, равно как и желания достоверно перенести ее на экран. (И это целиком ваша вина, господа. Кто-то поленился принести в жертву девственницу — теперь не жалуйтесь, что Великие Древние с Дель Торо во главе отказали вам, о недостойные, в адекватной экранизации!)

Зато есть повзрослевший Рон Уизли, который из самого бесячего члена святой Хогвартской троицы с возрастом превратился в самого одаренного. Серьезно, хотя о парне последнее время было почти не слыхать, роль убитого горем брата (и не только) он отыграл превосходно. Еще есть прикольный Бурый Дженкин в исполнении прикольного Диджея Куолса, правда, тоже пришедший скорее от Геймана, чем от Лавкрафта; есть очень красивый визуал и крепкая режиссура — в том и другом мадам Хардуик, отдадим ей должное, традиционно сильна.

А еще есть ХЭППИ-ЭНД!!! — но не для того, о ком вы подумали, а посему действительно забавный. И если бы на этой приятной страшной сказке о привидениях, идеальной к просмотру на Хэллоуин, не стояло имени Говарда нашего Филлипса, то pleasure, все же полученное мною от просмотра этой картины, было бы гораздо менее guilty, а миллионы массачусетцев не стали бы пищей упырей.

Зато уж упыри, наверное, были довольны безоговорочно.





2086
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 09:47
Ну у меня отношение лкегче. я рассматриваю фильмы отдельно от книг. они могут ВООБЩЕ не быть связаны. Фриджек по Шекли да с повестью нет общего ничего.. Но.. Фильм прекрасен. Так что еще надо? А вот еслди фильм хоть сто раз точен но скучен.. В общем точность экранизауции сама по себе мне не важна
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 12:04
цитата просточитатель
А вот еслди фильм хоть сто раз точен но скучен.. В общем точность экранизауции сама по себе мне не важна

Безусловно, идеальный пример — шедевральное «Сияние» Кубрика против ширпотребненького сериала Гэрриса. Но тут вопрос в том, что автор даёт взамен. В данном случае поражающие воображение миры Лавкрафта дамочки заменили банальным призрачным сеттингом. Как парафраз викторианских страшилок это бы отлично смотрелось, ну а так...
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 12:30
Понял:-)Эффект высоких ожиданий? Да.. Собственнно Лавкравт тут не при чем..
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 14:05
В качестве примера еще можно привести «Престиж» :-)

Зато сценарий к сериалу, насколько я помню, писал сам Кинг 8:-0 впрочем, большого плюса это не принесло)


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 10:34
Если фильм и правда хорош, то конечно :)
Но если выходит ерунда, да еще и основанная на любимом твоем произведении... тяжело оставаться беспристрастным
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 11:03
цитата altaevvd
Но если выходит ерунда, да еще и основанная на любимом твоем произведении... тяжело оставаться беспристрастным
Так то конечно:-))) Кстати ваджно если произведение не любимая то.. можнет понравится то что не понравилось будь любимым Как Волшебник Земноморья например


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 22:39
Мне сериал внушил надежду первой серией (очень понравилось) но потом для меня все скатилось
Предсказуемый сюжет
Узнаваемые истории
Ни какой интриги вообщем
Мне не пошел
Да и наелся я Лафкрафтом


Ссылка на сообщение25 ноября 2022 г. 22:39
Обе серии мне скорее понравились, но не как экранизации Лавкрафта.
Обе они имеют какой-то издевательский конец, который мало того что он слаб, так он ещё и абсурден.

От «Модели Пикмана» и я ожидал большего, после первых серий сериала.
Перечитал после просмотра рассказ чтобы убедится, что ничего не забыл.
Главное что заметил сравнивая их это то, что серия пугает скримерами, а рассказ ужасным допущением.
Скримеры может быть и неплохо, без них было бы скучно, но сценаристы смещают потом акценты так, что у них главным пугалом становятся картины сводящие с ума тех кто на них смотрит, в то время как у Лавкрафта самое страшное это то, что ужасы которые рисовал художник были реальностью.
У Лавкрафта «потусторонний мир» материален и вещественен, а у сценаристов он получился каким-то слишком мистическим.
Насчет актеров согласен, хороший выбор.

«Сны в Ведьмином доме» наверное тем и хороши, что их можно бесконечно экранизировать и каждый раз будет выходить по-новому. Мне правда больше понравилась прошлая экранизация, но у этой спецэффекты более красочные.
Сценаристы навели тут такой порядок и такую логику, что убили всё что в рассказе было интересного.
А Гринт всегда был талантлив, в «Поттериане» таким ещё был Рикман, из основных конечно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2022 г. 22:59
Там вообще было сборище прекрасных работ до прихода Йетса, который умудрился так подавать сюжет, что прекрасные актеры шли там массовкой...
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2022 г. 02:48
Абсолютно так 8-)


⇑ Наверх