Жил-был художник один, домик имел и холсты. А также — мнение тех, кто считал его картины — всеразличных мерзопакостных тварей, колдовские шабаши, каннибальские оргии и разлагающиеся трупешники — какой-то стремной фигней. Потому что он Бэтмен Пикман. И еще потому, что он художник, он так видит. И что видит, то поет, точнее, рисует.
Признаться, после «Кладбищенских крыс» по Каттнеру я ожидал от «Модели Пикмана» почти дословной экранизации, то есть камерной, со всего двумя действующими лицами — Ричардом Аптоном Пикманом и его приятелем Тёрбером, разве что слегка сдобренной экшном. На деле же рассказ порядком расширили и местами изменили — тот же Тербер из ветерана Первой Мировой, сошедшегося с Пикманом на почве искусства, превратился в его однокурсника по художке, себе на беду проявившего сочувственный интерес к нелюдимому чудаку и его творчеству. Также у Тербера появилась невеста, а впоследствии и семья — жена и сын, для которых знакомство с его бывшим товарищем несёт большую угрозу.
Отсюда главная проблема: семейные ценности — это прекрасно, но страх за родных и близких — слишком приземлённый и слишком понятный; подменяя им космический экзистенциальный ужас Лавкрафта, любой режиссер не только облегчает себе задачу, но и автоматически снижает, обмещанивает, так сказать, автора. Не удовольствовавшись этим, добавили линию прямиком из «Сигаретного ожога» и «В пасти безумия» Карпентера — картины Пикмана натурально сводят людей с ума, заставляя глючить и творить всякую лютую дичь над собой и окружающими. Опять же, облегчили себе задачу, положившись на шоковый эффект.
Но это я так, бурчу для порядка, чтобы показать, какой я искушённый и тёртый критик. А так-то фильм в целом не столь уж вопиюще отошел от первоисточника и вообще получился очень и очень годным. Во-первых, колдовская атмосфера мрачного, едва освещенного Массачусетса передана на пять с плюсом, во-вторых, спецэффекты традиционно хороши, в третьих, актеры тащат. Красавчик Бен Барнс (уже имевший дело с проклятой живописью в малоудачной версии «Портрета Дориана Грея») отлично воплотил на экране Тербера — от студента-шалопая до маститого художника и добропорядочного семьянина, в жизнь которого снова вторгается старый «друг», но Криспин Гловер с его своеобразной внешностью и умением создавать персонажей одновременно по-детски трогательных и отталкивающих, был рожден для того, чтобы сыграть Пикмана. Лучшего воплощения лавкрафтовских персонажей на экранах еще не появлялось и вряд ли появится в будущем, разве что Гловер сыграет еще кого-нибудь.
В общем и целом, получилась настолько приличная экранизация, что даже сам Г. Ф. Лавкрафт, привыкший вращаться в гробу от большинства попыток перенести его творчество на экран, прервал свое безостановочное верчение. В результате штат Массачусетс, чья энергосистема давно подключена к могиле классика, погрузился во тьму, и в подвалах зашевелились осмелевшие упыри. И возопили к Дель Торо массачусетцы: «Отче! Мы пропадаем!» И послал Дель Торо ангела, известного под именем Кэтрин Хардуик, дабы починила она систему. И сняла Кэтрин фильм «Сны в Ведьмином доме», и с утроенной силой завертелся в гробу писатель, и от скачка напряжения вышибло к черту в домах все пробки и лампочки; и упыри, видя, что нет света и не предвидится, вышли из укрытий своих, из подвалов и погребов, и массачусетцев всех пожрали.
Объективности ради, сами по себе «Сны в Ведьмином доме» — вполне неплохая экранизация: вряд ли можно лучше перенести на экран одноименный рассказ Нила Геймана. Ничего страшного, что у Нила Геймана нет такого рассказа. У Лавкрафта зато не было никакой милой умершей сестренки, которую хочет вернуть молодой Уолтер Джилмен (помните, что мы говорили о семейных ценностях?), и боевитой монашки-негритянки. А у Кэтрин и ее сценаристки Майки Уоткинс (писавшей сценарий к незабвенному «Падению Трои» с чернокожим Ахиллом и рейтингом на IMDB, павшим ниже четверки — ну что, в самом деле, могло пойти не так?) не будет никаких Азатотов, Ньярлатхотепов (вот сейчас обидно было, как человеку, сделавшему Ньярлатхотепа героем одного из своих рассказов), не будет принесенных в жертву младенцев, но главное — хотя бы минимального понимания лавкрафтовской прозы не будет, равно как и желания достоверно перенести ее на экран. (И это целиком ваша вина, господа. Кто-то поленился принести в жертву девственницу — теперь не жалуйтесь, что Великие Древние с Дель Торо во главе отказали вам, о недостойные, в адекватной экранизации!)
Зато есть повзрослевший Рон Уизли, который из самого бесячего члена святой Хогвартской троицы с возрастом превратился в самого одаренного. Серьезно, хотя о парне последнее время было почти не слыхать, роль убитого горем брата (и не только) он отыграл превосходно. Еще есть прикольный Бурый Дженкин в исполнении прикольного Диджея Куолса, правда, тоже пришедший скорее от Геймана, чем от Лавкрафта; есть очень красивый визуал и крепкая режиссура — в том и другом мадам Хардуик, отдадим ей должное, традиционно сильна.
А еще есть ХЭППИ-ЭНД!!! — но не для того, о ком вы подумали, а посему действительно забавный. И если бы на этой приятной страшной сказке о привидениях, идеальной к просмотру на Хэллоуин, не стояло имени Говарда нашего Филлипса, то pleasure, все же полученное мною от просмотра этой картины, было бы гораздо менее guilty, а миллионы массачусетцев не стали бы пищей упырей.
Зато уж упыри, наверное, были довольны безоговорочно.