Волшебство среди городских джунглей, или Мы в ответе за тех, кого изобразили
Художница Изабель получает предложение проиллюстрировать книгу своей лучшей подруги, Кэти, умершей пять лет назад.
Да, Изабель после смерти Катарины покинула Ньюфорд, перебравшись на отдаленный островок, и разорвав почти все контакты с прошлым.
Да, она уже давно рисует исключительно в абстрактной технике.
Но уж для нового издания книги Кэти она сможет сделать исключение, вернувшись к своей старой реалистичной манере письма?
Почему бы обычной, пускай и весьма талантливой художнице не почтить память подруги?
Но что если она вовсе не обычная художница?
И сама идея возвращения к работе над реалистичными картинами уже несет в себе огромную опасность.
Опасность и угрозу не только для жизни Изабель, но и ее друзей.
Чарльз де Линт, которого нынче называют ярчайшим представителем «магического реализма», создающим волшебные городские сказки, далеко не сразу выбрал себе писательскую стезю. Хотя читал в детстве много. Чем еще заниматься, если твоя семья постоянно переезжает и друзей завести попросту не успеваешь?
Когда Чарльз подрос, почти всем его вниманием завладела музыка. Особенно кельтские мотивы. Юноша начинает работать в звукозаписывающей компании, собирает единомышленников, играет с ними по кабакам и клубам.
Но при этом парню еще хватало времени на писательство. Исключительно для самовыражения.
Но затем оставшийся неизвестным для истории приятель, советует показать рассказы одному журналу. Работы взяли, и Чарльз загорелся. Оказывается, тем, что интересует тебя, можно поделиться не только с близкими, но и еще с тысячами читателей.
Все оказалось не так просто. Восемь лет де Линт писал в стол. Уже не рассказы, а большие полноценные романы.
Лишь в 1984-м первый из них, «Лунное сердце», увидит свет. С тех пор на счету писателя более четырех десятков романов, полтора десятка повестей и бесчисленное количество рассказов.
А самым известным его циклом, безусловно, является Ньюфордский.
Итак, «магический реализм». Иначе говоря, необычное в антураже обыденности. Вот уж чего-чего, а этого де Линт отсыплет нам с лихвой. Причем не того упадочного колдовства, которые воплощают в себе нежно любимые в последнее время вампиры. Или животного начала, присущего оборотням. И даже не потустороннего ужаса, несомого призраками.
Волшебство де Линта на порядок позитивнее.
Ньюмены, существа приходящие в наш мир из неведомого «прошлого». Существа, охотно поселяющиеся у нас, наслаждающиеся пребыванием на земле, считающие ее местом, ради которого стоит рисковать. Существа, приносящие на наши улицы магию неведомого, дыхание невозможного. Раздвигающие рамки обыденности, позволяющие людям на миг задуматься о несбыточном, и сделать его чуть ближе. Существа разные: общительные и замкнутые, импульсивные и рассудительные, но в большинстве своем светлые.
Но какой свет без тьмы? И какая сказка без противостояния?
И вот уже клубится в тенях силуэт Темного Человека. Двуликого чудовища, способного обмануть, сломать жизнь, извратить душу. На корню уничтожить все прекрасное.
И жуткая опасность сгущается над людьми и ньюменами. Опасность, с которой справятся не все.
Именно ньюмены помогают автору поделиться с людьми мыслями о людях. Поразмыслить о том, кого можно считать настоящим человеком. Достаточно ли для этого «красной птицы», или требуется нечто большее. О способности к искусству, необходимости развития таланта и кропотливой работы над собой. О маниях, желаниях, застилающих разум, и их последствиях.
Ньюмены, и конечно главная героиня. Юная, до одури талантливая девчонка поначалу. Ясное солнышко, согревающее окружающих. Яркое явление, классический человек творчества, наивный, жаждущий развития и реализации.
Впоследствии женщина, наступившая на горло своей песне, многое испытавшая и потерявшая. Нашедшая в себе силы, пусть не до конца осознавая последствия, доделать незавершенные дела, и столкнуться лицом к лицу с тщательно позабытым ужасом.
Проведя с Изабель девять сотен страниц, читатель задумается о творце и его ответственности. Развитии художника и возможных сложностях в отношении с наставниками. Чувстве собственничества и гордыне. Преодолении внутренних и внешних преград. Борьбе за свои детища. Необходимости отпускать прошлое.
Погрузится в мир богемы и на протяжении двух десятков лет поварится в этой своеобразной среде.
Пускай особым драйвом Де Линт нас не порадует, но напряжение на всех тех самых 900 страницах поддерживает весьма качественно.
Две временных линии, постепенно сходящиеся в одной точке. Сны, переплетающиеся с реальностью. Неторопливое развитие сюжета с постоянным нагнетанием обстановки. Постепенное приоткрывание покровов над событиями прошлого и настоящего.
Местами напоминает облегченный вариант старины Кинга. Тревожно, медленно, с легким уклоном в психологию и непременной командной работой. Но более щадяще для нервов читателя, чем у Короля ужасов.
Как на меня все же слегка подзатянуто, но не настолько чтобы возжелать выбросить книгу в мусорник.
Плюс в отличие от того же Стивена, у которого обычно до конца доживает гораздо меньше половины героев, Чарльз мыслит более оптимистично. Протагонист, конечно, совершает ошибки и изрядно «тупит», но многое можно исправить, а неисправимое повернуть во благо. Без потерь, конечно, не обходится, но даже они помогают остальным двигаться дальше и развиваться. Зло конечно, сильно и коварно, но аж никак не сильнее добра. Особенно если за проблему браться всем скопом.
А главное, никакие ужасы и неурядицы не устоят перед союзом творческого начала, уверенности, любви и разума.
И то правда, что во вселенной сравниться с такой объединенной силой?
Эрго. Неторопливая городская сказка, наполненная флером волшебства, интересными размышлениями и богемными буднями.
Чуток бы подсократить, да увеличить темп, было бы вообще хорошо, но и так читается с большим интересом.