Дедукция как


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Din Tomas» > Дедукция как сверхспособность, или песок на ботинках Ватсона (о фильме "Шерлок Холмс")
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дедукция как сверхспособность, или песок на ботинках Ватсона (о фильме «Шерлок Холмс»)

Статья написана 4 января 2010 г. 00:57

---

"Шерлок Холмс" / "Sherlock Holmes" (2009)

---

Жанр: кинокомикс по конан-дойлевским мотивам

Режиссер: Гай Ричи ("Карты, деньги, два ствола", "Большой куш", "Револьвер", "Рок-н-рольщик")

В ролях:

  1. Роберт Дауни-младший (Шерлок Холмс)

  2. Джуд Лоу (доктор Ватсон)

  3. Рэйчел МакАдамс (Ирэн Адлер)

  4. Марк Стронг (лорд Блэквуд)

Сценарий: Лайонел Уигрэм, Саймон Кинберг, Энтони Пекэм, Майкл Роберт Джонсон

Оператор: Филипп Русло ("Крупная рыба", "Интервью с вампиром")

Композитор: Ханс Циммер ("Темный рыцарь", "Пираты карибского моря", "Гладиатор", "Король Лев")

Рейтинги:


  1. Кинопоиск — 8.279 (171-е место в Топ250)

  2. IMDB: 7.70

Сборы в США/мире: ~117 млн / ~143 млн

---

О чем фильм: Шерлок Холмс и Ватсон расследуют новое дело о таинственном ордене сатанистов, пользуясь не только мозгами, но и кулаками. В это же время Ватсон вздумал жениться и уйти на покой, но Холмсу такой поворот событий не очень по нраву.

---

— Ватсон, сегодня я видел у вас на ботинках крупицы песка. Вы что, гей?

— Но почему, Холмс?

— А почему бы и нет, Ватсон?

[/i][/right][/b]

---

Это, если что, старинный анекдот, но в дебоширский фильм Ричи он вписался бы неплохо. Вообще Шерлок Холмс оброс всяческими апокрифами, словно Чапаев; а вернее, просто давно вышел за пределы начертанного Конан-Дойлем архетипического силуэта с охотничьей шляпой и трубкой, от трактовки к трактовке (режиссерской, писательской, какой угодно) перевоплощаясь из рассудительного интеллигента-денди в кокаинового эксцентрика, из ловкого авантюриста — в продукт воображения доктора Ватсона. Даже странно, что за все время экспериментов с каноном так и не появилось по-настоящему раскрученного хулиганского Холмса. Видимо, претендентам просто не хватало обаяния Роберта Дауни-младшего.

***

Очередной заход на рестайлинг Холмса начался со сценария Лайонеля Уигрэма, подкрепленного нуарными комиксными набросками, которые будто бы должны были выйти полноценной книгой одновременно с фильмом. Позднее оказалось, что это промо-материалы, а не самостоятельный продукт, и тем не менее жанрово «Шерлок Холмс» ближе всего именно к кинокомиксу. Если раскадрировать фильм, контрастно раскрасить картинку, стенографировать едкие диалоги в облачка и издать все это под одной обложкой — результат можно заранее включать в топ-10 бестселлеров рынка графических романов.

Привычка здешнего Холмса моментально разворачивать полную биографию первого встречного, исходя из консистенции грязи у того под ногтями, воспринимается еще как должное, как элемент холмсообразующий. Но, будучи доведенной до статуса сверхспособности, моментальная дедукция, да еще и в сумме с кулаками и рефлексами опытного боксера и шахматным многоходовым расчетом, с мягким сарказмом в каждом слове и непосредственностью в каждом жесте, мгновенно располагающими бытовым сумасбродством (вроде игры на скрипке в банджо-стиле в минуту душевных раздумий) и улыбчивой расхлябанностью Дауни-младшего, формирует блестящий образ классического палп-супергероя. Прямо с обложки крутых старых комиксов, с надписью «new amazing mystical adventure!». Такой начитанный бонд-неформал конца XIX века, в любой момент готовый сорваться из захламленых апартаментов на Бейкер-стрит, в погоне за преступником на ходу облачаясь в нищего, из каталажки отправляясь прямо на светский прием в одном и том же мятом костюме. Никаких кабинетных расследований и рассматривания улик через лупу, только погони, взрывы, драки с портовыми уголовниками и уличный юмор.

Представительный доктор Ватсон в идеальном исполнении Джуда Лоу (и в некоторых ракурсах удивительно похожий на Ватсона Соломина) служит подушкой безопасности между эпическим сыщиком и внешним миром (и еще неизвестно, кому эта подушка нужна больше), периодически грозясь уйти во внехолмсовскую жизнь (при том, что оба отлично понимают бесплодность этих угроз). Линия взаимоотношений Холмса и Ватсона — пожалуй, лучшее в фильме: они беспрестанно пикируются; пускаются в авантюры, действуя единым целым; трогательно сходятся-расходятся; и в воздухе между ними временами витает забавная конфузливость с подтекстом; особенно когда мужественный детектив прилюдно сообщает напарнику, что позаимствовал его новый сюртук, или отваживает от него очередную пассию, беспардонной дедукцией раскрывая ее истинные мотивы. В общем, совсем как супруги с сорокалетним стажем — уже и видеть друг друга не могут, и все же нормально чувствуют себя только вместе.

---

---

Но для тех, кто со справедливым подозрением относится к подобной мужской дружбе, здесь есть и вполне традиционная лав-стори про авантюристку Ирен Адлер, боевую подругу Холмса, вернее даже, этакий женский его вариант. Как и полагается, она играет то за хороших, то за плохих, балуется с чувствами бедного сыщика и стреляет при каждом появлении в кадре, иногда не только глазами. Наконец, в одной из сцен фигурирует привязанной к конвейеру на заброшенной скотобойне. Еще одна галочка в перечне атрибутов здорового кинокомикса.

А вот основной антагонист Холмса в фильме, лысый сатанист лорд Блэквуд, затевающий порабощение мира, смотрится даже слишком карикатурно, интригуя не сильнее злодеев из «Скуби-Ду». Впрочем, это, видимо, самый подходящий вариант для первого выпуска — выдернуть для начала кого-то со вторых ролей, устроить на нем показательные выступления, и уже дальше выкатывать основную программу, самое сладкое. Тем более что незадействованной тяжелой артиллерии в шерлокиане осталось немного: профессор Мориарти припасен на неминуемый сиквел, а что дальше? Очевидно, оборотень Баскервилей. А потом обязательно дойдет до противостояния Ватсона со взбесившимся от рутины Холмсом. Запомните, где вы впервые это прочитали.

При таком подходе слегка пострадала собственно детективная интрига, не особенно увлекающая; обеднела сама история «Шерлока», рассказанная в уютной эстетике викторианского стимпанка, развивающаяся бодро и по правилам, но все же в логике заурядного для Холмса происшествия, привычной еженедельной работы; с предумышленным сохранением сценарных мощностей на следующие части. Очевидно, эти рамки и не дали во всю ширь развернуться Гаю Ричи, а ведь именно для детективного жанра его квалификация переплетчика сюжетных линий — профильная. Но они, линии, были завязаны без его участия, узлом крепким и незамысловатым. Это первый фильм британца, посмотрев который с чистого листа, нельзя с уверенностью сказать, что его ставил именно Ричи; первый, который недостаточно охарактеризовать просто как «фильм Ричи». Прежнего Ричи, по крайней мере.

Впрочем, он неплохо разобрался с ограниченным пространством готового сюжета Уигрэма, вдохнув туда фирменной динамики событий и характеров. Персонажей немного, зато все — подлинно ричевские: разбитные, чудные, местами блатные; в диалогах мелькают знакомые английские солености (хотя реже и проще, чем хотелось бы); отдельные кадры и сцены подмигивают самоцитатами (подпольный бокс на деньги); чудесен монтаж, ловко сбивающий зрителя с толку сочными флэшбэками. Нарративные приемы кинокомикса аранжируются со спасительной самоиронией, так что фильм удачно балансирует между палпом и пародией на палп, как и должно быть в 2009 году. В этом «Шерлоке» попросту всё легко, смешно, да и неглупо; чувствуется, что команда, работавшая над ним, мыслила в одном ключе и творила в охотку.

***

Вердикт: Упругий безбашенный кинокомикс по конан-дойлевским мотивам, ричевский не на 100%, но все-таки выполненный по большей части его узнаваемым остроугольным почерком. Прилагаются блистательные Дауни-младший и Джуд Лоу, а также открыточные виды викторианской Англии и зверски аутентичный саундтрек Ханса Циммера, полный пропитанных пивом трактирных мелодий.

8.0

---





411
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 07:20
Отличная рецензия. Именно так и воспринял фильм.
Но всё же, Ваша оценка в цифре?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 12:03
где-то восьмерка )

и это, можем на ты :-)
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 12:05
Договорились :beer:
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 12:13
а ты бы что поставил? )
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 12:15
8 и поставил на Кинопоиске.
Как бы то ни было, смотрится фильм очень хорошо. Не пожалел, что пошёл в кино. А вот супруге моей не слишком понравилось.


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 08:02
Боюсь, не стоит мне смотреть этот фильм. Слишком хорошо я знаю Конан Дойля и слишком люблю нашего Холмса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 12:03
мне тоже так кажется :-) да и кинокомикс, наверное, не самый твой любимый жанр )


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 08:22
Те же примерно ощущения. 7 из 10 — посмотрел, улыбнулся, забыл.
А Кинопоиску и imdb уже можно смело не доверять. Сейчас любой приятный середнячок попадает в топ. Если ориентироваться на эти рейтинги, то только на нижнюю границу — фильмы меньше 5.0, как правило, и впрямь редкостное ***.
Imdb, кстати, чуточку объективнее. В российском топе чувствуется совокупная женская воля, выдвигающая на пьедестал слезливое проходилово вроде «Дневника памяти». Характерно, что настоящий шедевр на схожую тему, «500 дней лета», в 250 лучших фильмов не вошел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 09:53

цитата Pickman

В российском топе чувствуется совокупная женская воля, выдвигающая на пьедестал слезливое проходилово вроде «Дневника памяти». Характерно, что настоящий шедевр на схожую тему, «500 дней лета», в 250 лучших фильмов не вошел.

Недавно как раз посмотрел «Дневник» и тоже не понял за что его так расхваливают. Мило слезо-сопливо, но на один раз (хотя можно было бы сделать интеллектуальную конфетку), а вот 500 дней лета я бы с удовольствием пересмотрел. К стати, 500 дней был на кинопоиске в топе первый месяц, потом съехал, а жаль.
По теме, рецензия как всегда отличная. Может все же погляжу сие чудо, хотя к фильмам Ричи и Холмсу, раздающему оплеухи направо и налево, отношусь с должным скепсисом. Вот только в кино идти на него не тянет.
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 12:12

цитата Pickman

А Кинопоиску и imdb уже можно смело не доверять.

согласен. сейчас любая крупная премьера попадает в топ. а потом медленно-медленно сползает. это такой самый общий первичный ориентир, приблизительная карта народных вкусов.

цитата Pickman

В российском топе чувствуется совокупная женская воля, выдвигающая на пьедестал слезливое проходилово вроде «Дневника памяти». Характерно, что настоящий шедевр на схожую тему, «500 дней лета», в 250 лучших фильмов не вошел.

гхыхы, интересное наблюдение (про совокупную женскую волю :-))))

да, силу и честность «500 дней лета» я начал реально осознавать не так давно, уже по прошествии какого-то времени после просмотра. он, видимо, слишком ненавязчивый и требующий осмысления, чтобы девушки на эмоциях продвигали его вверх, еще на титрах забегая на кинопоиск и ставя десятку.
 


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 23:39
а как вам такая вот занятная закономерность?

КинопоискImdb
2012: 7.289 — 6.20
Сумерки: 7.327 — 5.80
Новолуние: 6.618 — 4.60
Трансформеры: Месть падших 7.535 — 6.10
Бросок кобры: 6.627 — 5.80

Что там Задорнов бубнил про тупых? :-)))
 


Ссылка на сообщение5 января 2010 г. 18:04
))))

вот интересно, почему совокупная девочковая воля там, на имдб, слабее? просто разношерстнее аудитория?
 


Ссылка на сообщение5 января 2010 г. 18:46
возможно.
либо на русскоязычном пространстве любовь к выставлению оценок сильнее, с нашей-то бюрократией :-)


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 13:17
Спасибо за хорошую рецензию.
От фильма примерно такие же впечатления (жене моей, кстати, фильм очень даже понравился ;-), хоть и шла на него с опаской).
Отмечу только, что кинофильм все-таки где-то между комиксом и, так сказать, «реалистичным фильмом» в том плане, что комиксовый в нем по большому счету злодей со звоими злодейскими планами8-), а главный герой вполне человечный.


Ссылка на сообщение4 января 2010 г. 22:42
В точку :-)
А саундтрек мне очень понравился — надо будет заценить, как появится отдельно.


Ссылка на сообщение5 января 2010 г. 12:32
Согласен с мнением :-) У меня правда оценка на полбалла выше вышла в итоге. Мне понравилось что стержнем истории остался детектив, может и не очень интересный, но все же. Дауни и Лоу — идеальная парочка :-)))
Стиль повествования и съемок тоже классный.
А вообще по-хорошему кино можно было назвать как угодно ( комикс то так и не вышел), была бы история о суперкрутом детективе *вставить имя*.
А в целом все же кино хорошее, да. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2010 г. 17:59

цитата febeerovez

А вообще по-хорошему кино можно было назвать как угодно ( комикс то так и не вышел), была бы история о суперкрутом детективе *вставить имя*.

так-то да, но под безымянного детектива деньги бы не выделили :-) раскрутки надо больше, а сборы — все равно меньше.


Ссылка на сообщение5 января 2010 г. 18:59
Ну да. Причина так сказать, налицо :-)))


⇑ Наверх