Перелистнув последнюю страницу этой книги, невольно задумываешься: как же вышло, что большинство писателей, прежних и нынешних, доверяет бумаге какую-то несносную чушь, по-детски играет с какими-то надуманными образами, эксплуатирует одни и те же сюжеты — а не создает простые и мудрые истории вроде той, что подарил нам Алексей Иванов? А потом одумываешься: ну чему же здесь удивляться — просто есть такое важное слово «талант», которое в последнее время из-за частого употребления словно бы обесценилось, хотя лежащая за ним сущность и осталась неизменной. А в том, что Алексей Иванов — необычайно талантливый автор, лично у меня не осталось сомнений уже после первых глав «Географа»...
Этот роман обладает всеми качествами, которых ждешь от хорошей книги: объемные и неоднозначные персонажи, жизненность, доступность (не путать с попсовостью!), сдержанная печаль, мягкий юмор, хороший стиль... И что самое важное, каждая главка и даже каждый абзац приглашают читателя к размышлению, будят в нем чувства. «Географ» из тех книг, что простираются куда дальше своего физического объема (384 страницы): благодаря своей насыщенности эта проза находит жизнь в душе читающего, продолжается каскадом противоречивых дум и эмоций до бесконечности — пока человек, воспринявший этот простой и одновременно такой сложный сюжет, готов поддерживать огонь в очаге разума... Так плотно энергия концентрируется лишь в лучших образцах литературы (вспомните свои впечатления от любимой классики!), и Алексею Иванову удалось овладеть этим мастерством сполна.
Однако не следует забывать, что подобные книги не терпят халтуры со стороны читателя. «Географ» достаточно увлекателен, чтобы читать его малыми порциями (хотя если вы похожи на меня, захочется усидеть в один присест!), не теряя интереса, но браться за Иванова с намерением расслабить моск — дело гиблое.
Кому не порекомендовал бы читать этот роман? Любителям поверхностного действия. Ханжам. Людям, тайно опасающимся вступать с автором в спор и потому цепко держащимся за свои заплесневелые взгляды. Скептикам, не верящим в возрождение русской литературы — хотя им, возможно, и стоит себя пересилить, потому что у них есть шанс получить больше, чем они смеют рассчитывать...