США, 1973, 91 мин.
Реж. Роберт Олтмен
В ролях Эллиотт Гулд, Нина Ван Палландт, Стерлинг Хейден, Марк Райделл, Генри Гибсон, Дэвид Аркин, Джим Баутон, Уоррен Берлингер, Джо Энн Броди, Стивен Койт, Панчо Кордова, Рутания Алда, Джек Рили, Джон Дэвис
Детектив
Оценка 7.7 (20 987) Моя оценка 7.5 (очень хорошо)
Экранизация романа Реймонда Чандлера (сценарий написала знаменитая писательница Ли Брекетт. Она соавтор сценария знаменитого фильма «Большой сон» (1946) и «Звездных войн» — классических).
Вот что значит вовремя не покормить кота. Филипп Марлоу забыл купить корм для своего рыжего любимца. Пришлось ему в три часа ночи идти в магазин. А там он встретил знакомого. А знакомый попросил подвезти его до границы. Вот так знаменитый частный детектив оказался вовлечен в дело об убийстве и мнимом самоубийстве.
Актерский состав. Снял этот постнуар или неонуар классик Роберт Олтмен.
В главной роли Эллиот Гулд и он очень хорош (хотя и не совсем подходит для главной роли).
В фильме снялись известные актеры датчанка Нина ван Палландт, нередко снимавшаяся у Олтмена (а также в «Американском жиголо»), звезда классических нуаров Стерлинг Хайден, Марк Райделл («Джеймс Дин», «На золотом озере», «Ковбои»), Генри Гибсон (он очень хорош в «Братьях Блюз» и «Переключая каналы»), Дэвид Аркин, часто игравший у Олтмена, знаменитый бейсболист (чемпион Мировой серии) Джим Баутон, нью-йоркский еврей Уоррен Берлингер («Гонки «Пушечное ядро», «Она написала убийство», «Мир по Гарпу»), Панчо Кордова («Буч Кэссиди и Санденс Кид», «Два мула для сестры Сары», «Гнев Божий»), Энрике Лусеро («Два мула для сестры Сары», «Великолепная семерка», «Дикая банда»), латвийка Рутания Алда («Охотник на оленей», «Рэмбо 2»), комик Джек Рили («Страх высоты»), Джон С. Дэвис («Трудный ребенок», «Робокоп», «Джей. Эф. Кей»).
Почему смотреть стоит (плюсы). Интересная экранизация классики крутого детектива с хорошими актерами.
Известный реформатор и ниспровергатель играет здесь с классикой жанра. Для кого-то это может быть плюсом, для кого-то минусом (зачастую его ревизии и эксперименты проваливались в прокате, не находя понимания у зрителей).
Почему смотреть не стоит (минусы). Картины Олтмена интересны, но не всех устраивают его трактовки.
Действие фильма осовременено и он достаточно далек от первоисточника (Ли Брекетт дали волю. Да и Реймонд Чандлер уже не мог защищать первоисточник (как в «Большом сне»).
По главному герою. Марлоу должны были сыграть ветераны — Ли Марвин или Роберт Митчум. Когда проект перешел к Олтмену тот настоял на Эллиоте Гулде. Гулд мне нравится, и тут понравился. Но Гулд не подходит на роль Марлоу, который ни в коем случае евреем не был. Гулд как бы слишком интеллигентен и невяжется с крутыми парнями в исполнении Дика Пауэлла, Хемфри Богарта, Роберта Митчума.
Критики восприняли этот фильм как плевок в любителей творчества Чандлера (я бы так не сказал — я любитель творчества — Чандлер был одним из немногих доступных представителей хард-бойла для советских читателей. Еще можно вспомнить Дэшила Хеммета и Росса Макдональда. Но фильм мне вполне понравился).
Итог. Роберт Олтмен перетряхнул жанр и в итоге получил неплохой, хотя и специфический детектив с экспериментальным Марлоу.