Когда берутся за тему параллельных миров, основной ударной силой всегда будет эффект узнавания.
Во всех формах — от ленивого «почти тоже самое», до удивленного «и что, так тоже можно?»
У зрителя две картинки должны совместиться в сознании.
Задача тут не столько в указании стандартных ориентиров, известных исторических отсылок, сколько в поиске новых ракурсов, новых срезов, которые создадут оригинальный путь — от полного непонимания к «короткой вспышке натития».
«Counterpart» достигает этого, работая на трёх уровнях:
— личность.
Дуальный протагонист задуман и воплощен по первому разряду.
Одно лицо — но две судьбы. Принц и нищий были мальчишками, у них за душой было то, чему научили их старшие, однако багажа собственных переживаний практически не имелось. Судьба ещё была впереди. Тут — два пожилых человека. Громадное сходство, но совершенно разная манера поведения — причем каждого из «близнецов» опознаешь со второй-третьей секунды. У них множество жизненных развилок за спиной.
Каждый раз это ставит вопросы читателю — что выберешь?
Власть или спокойствие, силу или совесть, предусмотрительность или доверие?
Тут нет однозначных выводов.
Каждый из двойников, присматриваясь к отражению, пытается взять из жизни своего «близнеца» лучшие или просто самые необходимые черты. Но золотая середина временами кажется то гнилым компромиссом, то единственным спасением. Как в жизни.
Надо сказать, что такой глубины раскрытия образа при «работе с альтер-эго» — я на экране до сих пор не видел. Примеры удачных воплощений есть (и даже растроения, вроде «Ширли-Мырли»), но здесь сочетается центральная роль в целом сезоне, большое мастерство актера и хороший сценарий.
Остальные двойники расставлены как бы по нисходящей. Там, где ставка сделана на психологизм — жена главного героя — нет встречи с «другим я». А где играет роль действие, жестокость и эротизм — у киллерши — в дело идут сравнительно предсказуемые сюжетные ходы.
Что хорошо получилось — это разговоры с двойниками своих близких. Другой взгляд на привычного человека, собственную жизнь.
— малое сообщество.
Переходной ступенью выступает семейная группа, которую сложно даже назвать «шведской» — некая барышня перебежала в другой мир, и теперь живет с другой собой и общим их мужем. Есть еще сообщества по интересам в конторах, школьные классы, дипломатические круги.
И тут почти в каждой группе, которая хоть что-то знает о другом мире, возникает чувство тревожности. Там такие же умные и способные или просто хитрые люди, как мы. Можно работать, сотрудничать — только вот что они выдумают. И будем ли мы достаточно коварны?
Возникает острая необходимость либо в незнании о других-я, либо в общении с какими-то посторонними (не-двойниками) людьми. Всё это накладывается на тайну (знание о другом мире доступно ничтожному меньшинству чиновников и спецов) и на явное желание части персонажей перебраться «на ту сторону» (хорошо показано, что для разных людей это могут быть противоположные стороны). Получается дивный аромат шизофрении.
— государство.
Показан возврат не просто к игре разведок, но к затяжной, предельно долго её форме, которая ярче всего фиксировалась в Холодную войну. Воспитать детей, чтобы заместить двойников в другом мире — это задача на десятилетия, причем с весьма незначительными шансами. Выход на чисто террористические формы воздействия. И подобные приёмы, в той или иной мере получают санкцию.
Вообще шпионские игры в берлинских декорациях создают довольно странное впечатление: будто город скучает по прошлому, когда он был точкой схождения интересов и приложения сил. Теперь же его удел — сытая скука, а в в будущем смутно угадываются совсем другие сложности, о которых немцах совсем не хочется думать. И теперь параллельные миры стали лучшим допущением, чтобы вспомнить былое.
Но главное — для государства возникает принципиальный вопрос — что делать? Есть другой мир, есть игольное ушко между — и завтра всё может измениться. Эпидемия в одном из миров нанесла ущерб побольше серьезной войны. Миры очень различаются по уровню технического прогресса — в одном еще компьютеры с дисплеями-кинескопами, в другом — смартфоны (декорации, интерьеры, костюмы — выдержана стилистика, все подано великолепно). Показана фотография горящих небоскрёбов из 11 сентября — чтобы различать миры. И я так наивно подозреваю, что оба мира — не наши.
Критически важно для сюжета было подобрать период между точкой расхождения миров и временем основных событий.
Слишком мало времени — и у героев еще не накопились бы различия, государственные машины просто не осознали бы, как им работать с собственными двойниками.
Слишком много — и далеко разошлись бы судьбы, количество двойников сократилось бы, исчез момент интимности в узнавании самого себя.
Тут всё подобрали идеально — предпосылки для конструирования перипетий выдуманы на «отлично».
Завязка истории, пока фактор неизвестности еще скрывает большую часть нестыковок — работает на 146%
Но по развитию сюжета — увы, не все хорошо.
Первый сезон как бы подготавливает зрителя к большому противостоянию миров, много чего рассказывает. Надо было аккуратно выходить на второй — и с этим-то выходом не очень справились. То есть сохранили целый ряд интриг, однако же локальные развязки — кажутся натянутыми. Будто перед сценаристами выложили список персонажей, которых надо оставить в живых, но сделали это не в самом начале, а недели за полторы до сдачи сценария в дело.
И да, там недостает рассуждений в моем стиле — что могут дать друг другу эти миры (кроме статистики), какие будут формы торговли и т.п.
Итого: очень сильная вещь с своём классе. Практически обязательна к просмотру всем увлекающимся фантастикой, и уж тем более, любителя темы альтернативных/параллельных миров.
Финальные маловероятные и мелодраматичные фокусы — снижают качество до «9.5», или даже «9» — но из «10» возможных.