15. ПЧЁЛЫ
В очень, очень старое время жили люди в пещерах.
Городов когда не было. Магазинов никаких не было. Пирожные и конфеты нигде не продавались. И никто не умел делать эти сладкие вещи. Тем более и сахару не было.
Вот тогда было плохо.
Например, какой-нибудь ребёнок захочет сладкого — и взять неоткуда.
Ну, мамаша этого ребёнка сорвёт в лесу дикое яблоко и даст его своему младенцу. Вот вам и всё угощение.
Но люди не растерялись, что не было сладкого.
Они увидели, что пчёлы очень подозрительно себя ведут. Взад и вперёд летают. Садятся на цветы. Что-то там пьют. И сразу обратно улетают в свой улей, в своё гнездо, которое у них обыкновенно находилось в дупле дерева. Люди думают:
«Интересно знать, что там пчёлы собирают в своём гнезде?»
И хотя пчёлы больно кусаются, но люди всё-таки этого не испугались и посмотрели, что там в дупле.
И увидели, что там из воска сделаны какие-то особые корзиночки (соты). И в этих корзиночках лежит что-то очень приятное на вид.
Люди попробовали, что это такое, и удивились: до чего это вкусно. Это был мёд.
Тогда люди стали собирать этот мёд.
Они кушали мёд и детям давали. И от этого все поздоровели, поправились.
И это им вполне заменило то, чего у них не было,— пирожное, конфеты и шоколад.
И до сих пор люди собирают мёд. И многие специально занимаются пчеловодством. И это пчеловодство, дети, имеет огромное значение в деле развития нашего сельского хозяйства.
Из мёда делаются разные вкусные вещицы: пряники, конфеты, напитки и лекарства. А из воска делаются свечи, мази и разные смазки для машин и паровозов.
Так что пчеловодство — удивительно полезное и нужное дело.
И Владимир Ильич Ленин отлично понимал, что надо поскорее развивать это дело, для того чтобы жизнь ещё более улучшилась.
И когда Ленин жил под Москвой, в Горках, он очень этим делом интересовался и часто вызывал к себе одного здешнего пчеловода и с ним подолгу беседовал.
И вот однажды Ленину понадобился этот пчеловод.
Ленин хотел послать за ним одного человека, который знал, где пчеловод живёт. Но этот человек, как назло, уехал в Москву. А другие люди не знали, где живёт пчеловод. Они слышали, что он где-то тут близко живёт. Но где именно — не знали.
Тогда Ленин никому ничего не сказал, вышел из дому и пошёл в поле.
Вот он идёт по полю и смотрит по сторонам.
Видит цветы — белый клевер. А над цветами масса пчёл.
Ленин посмотрел, куда летят пчёлы.
И увидел — они летят по направлению к какому-то саду.
Тогда Ленин, глядя на этих пчёл, тоже пошёл к этому саду.
Вот он входит в этот сад. Подходит к домику. Стучит. Оказывается, верно — тут живёт пчеловод.
Пчеловод, увидев Ленина, до крайности удивился.
Он сказал:
— Здравствуйте, Владимир Ильич! Как же вы сумели меня найти? Я живу далеко от деревни. И мало кто знает, где я живу. Кто вас проводил сюда, на пасеку? Кто вам показал дорогу?
Ленин засмеялся и сказал:
— Дорогу мне показали ваши пчёлы. Это они меня сюда привели.
Пчеловод ещё более удивился.
Он сказал:
— Владимир Ильич, вы великий человек и великий гений. В каждом деле вы умеете находить что-нибудь особенное.
Ленин сказал:
— Просто надо быть наблюдательным в каждом случае жизни.
Тут Ленин и пасечник стали беседовать о пчеловодстве. И они два часа об этом беседовали.
Потом Ленин попрощался и ушёл домой по той же дороге, по какой он пришёл сюда.
М. Зощенко
http://ostrovok.de/old/classics...
***
В этом отношении интересна одна остяцкая (самоедская) песня, литературная обработка которой принадлежит А. Максули.
Старик-остяк готовит своего сына в старшины. Он рассказывает ему о Ленине и даст полезные советы. Старик хочет, чтобы его сын стал не обыкновенным старшиною, а таким большим и сильным, как был Ленин. Ленин, оказывается. в молодости жил такой же простой жизнью, как любой остяк в тундрах: «Оленей пас, бил зверей, совсем легко, шутя бросал аркан на 40 саженей». Но природа севера сурова. В борьбе с природой человек не всегда окалывается победителем. Потому старик остяк в своем рассказе подчеркивает, что Ленин выдержал и победил стихию и врагов.
Однажды Ленин вышел в море
Тюленей бить (достать их жир).
Вдруг шторм сильный — горе, горе! —
Унес человека в морскую ширь.
Затихло море, вновь серчало,
И лед вокруг сковал челнок.
А Ленин ел моржовье сало,
Ночей не спал и весь продрог.
Так плыл он долго, долго очень,
А сколько плыл — не знал никто.
Лед тоньше стал и менее прочен,-
Заплыл туда он, где тепло.
Собрав с трудом остаток сил,
Взмахнул веслом на солнце прямо —
Сын Яамас-хе-хе был упрямый —
И вот до берега доплыл
Ему навстречу звери и люди:
Приди к нам в чум и отдохни,
Потом с тобой тягаться будем —
Покажешь силы нам свои.
А Ленин им: — Я хоть устал,
Но бить вас хватит сил моих. —
Стрелою взор, скривил уста,
Аркан накинул на троих,
Связал и бросил в моря пасть;
Топор метнул — двоих рассек,
И не успел один упасть,
Копьем пронзил его в висок...
Дальше борьба получает особое значение: Ленин убивает царя, купцов, скупающих за бесценок пушнину. Отняв у последних награбленное ими богатство. Ленин раздает его бедноте. И только после всего этого, решив, что больше не осталось злых людей, спокойно умирает. И на небе появляется новая большая звезда — это звезда Ленина. Старик-остяк обращается к своему сыну:
И целью всех своих стремлений
Я вижу то, Хосава-ою (мой сын),
Что станешь ты таким, как Ленин,
И в небе дашь свою звезду.
***
Смерть бога
(узбекская сказка)
Эго было тогда, когда еще царь Николай был, а всем что есть, владели богачи. Ходили тогда по всему царству Ленин и Сталин и учили бедных, что без богачей можно жить лучше.
Испугались богачи и пошли к царю жаловаться на Ленина и Сталина. А царь спал у себя на золотой кровати. Разбудили богачи царя и говорят ему:
«Какой ты царь! Спишь и не знаешь, что по твоему царству ходят Ленин и Сталин н учат всех бедных, как у нас отнять власть. И народ им крепко верит, и слушает их. Прикажи схватить их и посадить в тюрьму».
Царь приказал. Схватили царские слуги Ленина и Сталина. Посадили в тюрьму, а ноги приковали к стене толстыми железными цепями. Сидят так Ленин н Сталин в тюрьме день, другой, третий. Бедняки и весь народ удивляются: куда девались Ленин и Сталин? Ходят всюду, спрашивают друг у друга, никто не знает.
Узнали про это птицы и животные, тоже стали искать. Вот однажды прилетели воробьи к окну тюрьмы, где сидели Ленин и Сталин, увидели их и так обрадовались, что не стали даже клевать крошек, которые набросали для них Ленин и Сталин. Позвали воробьи мышей. Те быстро перегрызли толстые цепи.
Позвали воробьи сусликов, они быстро прокопали под землей ход из тюрьмы на волю. Позвали воробьи орлов, те прилетели и на своих спинах унесли Ленина и Сталина.
Бросились царские слуги в погоню. Вот уже стали догонять.
Тогда воробьи позвали на помощь тигров, волков и медведей. Царские слуги испугались и вернулись ни с чем. Узнали царь Николай и богачи об этом и стали просить бога, чтобы он им помог снова схватить Ленина и Сталина. Бог согласился.
Летят Ленин н Сталин высоко над землей. Увидели чудесный дворец в облаках. А то был дворец бога. Бог говорит Ленину и Сталину:
«Заходите отдохнуть, а орлы пусть летят дальше».
Зашли во дворец Ленин и Сталин, но орлов с собой взяли. Бог приказал своим слугам схватить Ленина и Сталина, чтобы отдать их царю Николаю и богачам.
Тут орлы разогнали всех слуг бога, а самому богу выклевали глаза. Стал бог слепой и ничего не видит. Рассердились Ленин и Сталин на бога, столкнули его вниз. Бог упал на землю и разбился.
Так и не стало бога. А Ленин и Сталин опустились на землю, прогнали царя Николая и богачей и стали жить счастливо: русские, узбеки, таджики, татары и другие народы.
Записано в Старой Бухаре со слов жителя кишлака Вабкенд Карима Ачилева.
***
„Хитрый Ленин».
(Из сказок об Ильиче).
В деревнях, с именем В. И. Ленина, связано много легенд и сказок. Ниже мы расскажем об одной из них, составленных, очевидно, не раньше 1925 года. В народных сказках часто рассказывается о том, как герой принимает мнимую смерть для того, чтобы посмотреть, как без него управляются люди. Так и в этой сказке рассказывается о том. как Ленин, будто бы принял мнимую смерть.
Ленин позвал доктора и сказал ему:
— Можешь сделать так. чтобы я умер, только не совсем, а так, для виду?
— Могу, Владимир Ильич, только зачем же это?
— А так.—говорит,—хочу испытать, как без меня дела пойдут, чтой-то все на меня сваливают, во всяком деле мной загораживаются.
— Что-ж.—отвечает доктор,— это можно. Положим тебя не в могилу, а в такую комнату, просторную, а для прилику—стеклом накроем. чтобы пальцем никто не тыкал. а то затычут.
Так и сделали. Положили Ленина в амбарушке, марзалей прозывается, и стражу у дверей приставили
Через несколько дней Ленин на чинает выходить из мавзолея, потихоньку от людей, заходит в разные места, чтобы посмотреть, что без него делается. Вот он пришел в Кремль, после одного из заседаний комиссаров и разговаривает со служителями, подметающими пол.
Спрашивает:
— Об чем говорили?
— Да об разном. Слышь, англичане с нами хотят подружиться, а там еще какие-то державы...
— Так, так. А про Ленина не поминали?
— Как же, поминали. Вот, говорят, Ленин умер, зато коммунистов то чуть не в два раза больше стало. Теперь только пикни Антанта!..
— А она не пищит?
— Да, покуда, в час молвить, не слыхать.
В другой раз Ленин пошел на завод и повел беседу с машинистом, смазчиком, кочегаром и сторожем.
— Здравствуйте, товарищи.
— Здравствуй.
— Ну, как?
— Да ничего, сходственно.
— Беспартийные?
— До смерти Ленина в беспартейных ходили, а теперь в коммунистах. Ленинцы.
— А товаров много выпускаете?
— Да скоро с мирным временем сравняемся.
Потом Ленин отправляется в деревню, какая похуже, и беседует с мужиками. Он видит, что в избе, вместо икон, красные плакаты и портреты.
— Вы что же, некрещеные?
— Мы товарищ, в гражданах состоим. А в нашем доме читальня. А это, вот, уголок Ленина.
— Ну, а как житье-то мужицкое?
— Да не так, чтоб уж очень, а все-таки вроде как налаживается. Теперь слышно, к деревне не задом, а лицом повернулись. Ленин-то про смычку говорил своим коммунистам, ну, вот, теперь, видно, задумали сомкнуться, давно бы надо.
Вышел Ленин из избы радостный, в марзалей лег успокоенный, спит вот уже много дней после своих странствий.
Теперь уж. наверно, скоро проснется. Вот радость-то будет!..— Так заканчивается сказка.
Сказка эта как бы иллюстрирует лозунг «Ленин умер, но дело его живет».
Сказка записана в б. Вятской губернии. Составлена не ранее 1925 г.