Мир Дикого


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Мир Дикого запада"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Мир Дикого запада»

Статья написана 29 ноября 2016 г. 08:29

Рефрен всей рецензии — конфликт между художественным и футурологическим.

К художественной стороне вопроса применимы большей частью одобрительные и даже восхищенные высказывания.

Перед нами несколько вполне самоценных драматических историй — и старого творца, и робота, ощущающего себя человеком, и освобождающегося робота, робота, верного своему долгу, и техника-энтузиаста, и юной карьеристки, и старого промышленника с проблемой смысла жизни...

Целая гамма характеров — от претенциозных ничтожеств до загадочных гениев, от нервных торопыг до методичных конспираторов, от наивных любовников до умирающих циников.

Часть индивидов — не люди. Причем требования периодического обновления программ, «прошлой памяти» и всего обеспечения андроидов — создают очень широкое поле для экспериментов. Вплоть до прямой смены модели поведения, уровня интеллекта, чувства юмора...

Актеры соответствуют. Причем львиная доля. Мне очень сложно сказать, что кто-то не попадает в заявленный образ. В смысле игры Хопкинс, конечно, впечатляет, но здесь он далеко не один такой...

Разыгрывается несколько цикличных сюжетов — с намеком на день сурка, но развиваются они не по кругу, а вполне диалектически, спиралью. Детективная интрига вполне значима и неожиданна, есть два пласта времени (вернее, ранний пласт присутствует через воспоминания и артефакты). Постепенное нагнетание, подъем накала событий — тоже превосходен, и лишь в восьмой-девятой серии действие чуть провисает. Для таких событий подготовлена отличная сцена. К стандартным декорациям «дикого Запада» прилагается робототехническая кладовка-мастерская, где 3Д-принтеры создают новых марионеток, где разрабатываются программы, трудятся ремонтники и творится корпоративная политика.

Отлично обыгран натурализм в демонстрации человеческого тела — что получается далеко не всегда.

Сериал позволил развернуть тематику человеко-машинного взаимодействия почти на уровне серьезной книги — отдельно использована двухкамерная гипотеза сознания, и про неё стоит почитать. Заботливо раскидали философские аллюзии. Хозяйка борделя, которая выбралась на пару часов из платоновской пещеры, а потом, всё уже зная, вернулась обратно — это сильный образ. Словом, десятки сюжетных сцепок и коллизий, до того раскиданные по рассказам и полузабытым книгам — получили новое, цельное, воплощение.

Перед нами один из довольно удачных образцов пропаганды буддизма/индуизма — практически на уровне Пелевина. «Короткий цикл» злодея будто колесо Сансары, и роботы по тысяче раз переживают собственное воплощение. Воскрешаемый техниками андроид с выдуманной, прописанной биографией — это идеальный буддист. Уж его-то воспоминания бренны и призрачны в максимальной степени — хотя лишь через них он обретает мотивацию. И лишь отказавшись от конкретной формы своих иллюзий — он может стать на Путь, идти к совершенству.

Наконец, есть удачные чисто кинематографические смешения: когда Хопкинс, исполняя роль «практически бога», встречает одного из роботов-детей (его играть мальчик, который одновременно исполняет роль дьявола в сериале «Салем»), и говорит ему: «Ты здесь больше не покажешься», — это сказано не без подтекста :)

Словом, я считаю сериал лучшим драматическим (среди нф) сериалом года, и всяческие рекомендую.

Но тут из-за угла выходят футурологические вопросы и начинают разряжать кольт. А социологические готовятся стрелять с крыши...

В мире произведения заявлен очень медленный робототехнический прогресс.

— негр-помощник Бернард Лоу — это ведь образец и пример того, что проблему имитации человека решили уже сколько лет тому назад. Чтобы рядом с собой (рядом — вплоть до интима) не замечать робота-коллегу, который должен решать десятки производственных вопросов... Это надо иметь ну очень избирательное зрение. Тест Тьюринга остался в прошлом, фактически пройден тест Лема (на творческую работу). Разумный робот существовал в единственном фактически экземпляре, на фоне «недоделанных» остальных роботов. И это не распространилось? Другие инженеры за десятилетия не смогли повторить подобного???

— аналогичная проблема: монопольное владение неким кодом, базой программного обеспечения машин — буквально один человек держит «бога за бороду». Роберт Форд (Хопкинс) вертит правлением как хочет — и уже явно не первый год продолжаются попытки вытащить этот код в «большой мир». Образ «Демиург против системы» это круто, но вспоминается «Прометей против системы». Мы ж не в Средние века живём, когда один рецепт фарфора на всю планету. Сколько есть ныне версий самого разного программного обеспечения? И сколько есть самых разных хранилищ информации...

То есть создатели сериала гипертрофируют образ «гениального профессора», из романов и фильмов первой половины прошлого века. Доктор Мабузе и доктор Моро в одном лице...

— сложный вопрос — это ультраконсерватизм аттракциона. Один единственный жанр — вестерны — пара тысяч роботов, громадная площадь, сказочные затраты ресурсов. Как насчет других исторических периодов? (в других постановках они были) Возможности целиком поменять сюжеты? Конкуренты попытались бы использовать альтернативы. Начиная от чисто исторических — от победы южан, через разнообразие стимпанковских машин и завершая чем-то совершенно сказочным. Что, в наше время постмодерна, привело бы к смешению самых разных эпох в рамках одного парка — буквально за соседними утёсами. Потому что клиенту, оплатившему недельный тур, вестерн может опротиветь дня за три, и он попытается двинуть в «60-е» или в древний Рим.

Да, нам не очень показывают мир за пределами аттракциона, можно предполагать многое — финальный твист сезона еще скрыт... Но границы этих допущений не безразмерны.

— отдельный вопрос — это демонстрация механизмов общения человека и машины.

Посмотрим на интерфейс хорошей профессиональной программы.

Что Ворд, что Автокад, что Фотошоп, что Эдиос... — это десятки кнопок и выпадающих меню, изыски меню контекстного, скрытые панели и прочее, и прочее... Пользователи неделями осваивают подобный инструмент. В этом смысле даже отказ от множества физических кнопок, и переход к тачпаду — не делает систему проще. Сколько комбинаций виртуальных клавиш на вашем смартфоне?

Есть обратный случай — некоторые изделия «яблочников» — гаджеты, управляемые буквально одной кнопкой. Мини-плееры, как самый показательный пример...

Чтобы редактировать код, который вроде как знает он один — Форду(Хопкинсу) требуется профессиональный инструмент. Такие инструменты в сериале показывают — это очки и маски с выводом информации в реальном времени, с дополнительной реальностью. Планшет-раскладушка лишь дополняет систему (причем для поведенщиков — есть своя отдельная инфраструктура).

Что мы видим в рабочем кабинете у Форда?

Маленький музей. Чучела и памятные предметы от прошлых проектов. Что видим в секретной его мастерской? Дизайнерское сочетание цвета мебели (старое дерево) и стен (серый бетон). Творец работает с бумагой (!), причем старые наброски — когда он достает черновик с лабиринтом — либо выполнены с громадной тщательностью и затратами времени, либо есть хорошей распечаткой «дизайнерского» черновика. В программе для рисования было бы несколько вложенных листов, работа со слоями, последовательность создания образа и т.п. — это крайне полезные для творчества вещи. Как человек, немного работавший на кульмане, в Автокаде и Фотошопе — могу сказать, что с карандашиком в руках, много бы этот творец не наваял.

Получаются стимпанковские декорации рабочего места, которые положены доктору Моро-Мабузе :(

И костюм вполне соответствует — Форд единственный из работников, кто пользуется одеждой «под старину».

Все это дополняется голосовым управлением роботами. Опять-таки: низший персонал имеет вполне разумно устроенные интерфейсы (к части из которых не стесняется прибегать и Форд). Но для того, чтобы очеловечить роботов машинную диагностику с десятками показателей на дисплее — заменяют психоанализом, общением настройщика и робота. Опять-таки, попробуйте голосом давать другому человеку указания по редакции текста или сложного программного кода.

В результате Форд, который должен тянуть на себе и виртуозное развитие парка, и оборону от деловых партнеров, и некую форму заговора по очеловечиванию машин (участие в нём или противодействие ему) — оказывается будто бы с единственной кнопкой, нажатием на которую он должен управлять ситуацией.

Это будет покруче чем у Паганини с единственной струной на скрипке.

Я бы сказал — недостаточная пропускная способность канала обмена данными (и хотел бы прочитать комментарии людей, понимающих в алгоритмах управления).

Собственно технических огрехов можно найти еще много: начиная от режима видеонаблюдения (и даже за гостями: кто-то ведь захочет иметь фильм о собственных подвигах) и завершая использованием слабых ИИ для решения массы мелких проблем. Абсолютной технической достоверности требовать просто глупо.

Что все-таки ожидается от подобной фирмы развлечений? На фоне неизбежного расцвета чисто виртуальных аттракционов — с мгновенной сменой декораций — чем будет занят парк «Дикий запад»?

Совершенно согласен со словами персонажей о самопознании гостей. Но форма этого самопознания — немного другая.

Прежде всего — в парке всё равно будут гибнуть люди. Напарываться на ножи, сворачивать шеи, падая с лестницы, просто убивать друг друга тупыми предметами по голове. Никакие «мягкие» пули, запросы на пиротехнические эффекты и прочее,и прочее — не смогут обеспечить полной безопасности.

Стало быть — о смертях будут знать, и если парк существует уже тридцать лет, то воспринимают эти смерти как должное.

Но если мир вокруг действительно сыт и безопасен, и с курением борются, и с алкоголизмом — то парк станет местом самопознания через риск и самоубийственные эскапады.

Не берём в расчет подростковую инициацию — их просто не пустят. И в «Мир Запада» будут ехать люди с кризисом среднего возраста, с разводами, с неврозами, со смертельными диагнозами и творческими кризисами. «Просто в отпуск», чтобы лишиться глаза в кабацкой драке? Не думаю. Поэтому «промышленников в черном» там возникнет довольно много, и проблема снижения суицидальности — будет в парке осознаваться.

Во-вторых — если уж настолько разумные роботы, то почему в парке лишь несколько довольно статичных сюжетов? Нет, я понимаю, что они отдают дань золотому веку вестерна, но если у вас в памяти робота могут поместиться тридцать пять лет жизни, то почему все сводится к сюжету фильма? Можно ведь создать гибкую циклическую конструкцию, закольцованный граф с десятками тысяч сюжетных развилок, далеко не всегда стандартно-кинематографических. Чтобы роботы меньше походили на экскурсоводов «полного профиля». Получается, для потребителей будущего это будет аттракцион второго сорта. И никакая бутафорская кровь не замажет ходульность сценариев, как сейчас в компьютерных играх отличная графика не может закрыть сюжетные провалы.

Но опять-таки — дотошная экранизация периферийного (по сравнению с другими) парка, отягощенного массой проблем, с довольно мрачной репутацией — плохо совместима с восприятием подобного чуда техники современными зрителями. Сейчас такой аттракцион видится как развлечение высшего — по престижности и деньгам — сорта. Потому его изображают на экране элементом роскоши...

Итого: как «Рим» стал вехой в историческом кинематографе, так и «Мир дикого запада» — новый уровень в разработке допущения «андроиды». Смотреть надо. Без вариантов.

П.С. Десятая серия оказалась бомбой, которая многое расставила по своим местам — как бы это парадоксально не звучало:

— да, речь шла о двух временных линиях — молодой мягкий герой и старый промышленник с явными суицидальными наклонностями оказались одним человеком. По этому поводу были расхождения, но их сняли достаточно однозначно (да, когда главный сочинитель историй готовит своё самоубийство — он не обращает внимания на то, что его робот-помощник Бернард как бы восстал и отремонтировался, что дает намек на еще одну развилку, еще один слой времени, но тут она явно избыточна, и выбор беглянки — о нём ведь так же рассуждает сочинитель)

— да, довольно изящно решили проблему разных исторических эпох в сюжетах, без больших затрат — лишь десятком костюмов, картиной бесконечной лестницы и номером в записке: парк ведь может быть далеко не один;

— да, вспомнили, наконец-то, про серьезную систему видеонаблюдения;

— да, отлично закруглили сюжет первого сезона;

— нет, проблема наличия осознающих себя роботов не раскрыта — их должно быть много, но где они? Мир, в котором тридцать пять лет возможны разумные, сознающие роботы — это ведь даже покруче, чем освоение электричества...

— нет, наружный мир, как таковой, показан не был, и сложно понять — все ли это программная иллюзия, «матрица» с бесконечными этажами разных «диких миров», где люди вспоминают прошлое, прикидываясь обслуживающим персоналом, или действительно парк... /вообще заданные масштабы наводят скорее на мысли о «Кесаревне Отраде» — и тамошней онтологии/





2152
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 10:19
Спасибо за рецензию!
Сериал просто «огонь«! Лучший релиз осени 2016!
Музыка, диалоги, снова музыка, пыльный ветер прерий, замкнутые сценарии андройдов, арки персонажей — всё на высшем уровне!:box:


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 11:06
ИМХО, вы поторопились. Финальный твист может быть таким, например, что никакого мира за пределами парка просто не существует — это лишь очередная иллюзия. Тогда бессмысленно будет обсуждать и темпы развития робототехники, и программные интерфейсы. Если сам Форд — робот, например.

Если же подойти серьезно, то темпы НТР не обязаны всегда быть настолько же быстрыми, насколько мы привыкли их воспринимать. Цивилизация многие века довольствовалась мускульной тягой животных/человека. Емкость электрических аккумуляторов тоже не сильно увеличивалась целые десятилетия.
Вот например, компьютерные мышки и клавиатуры уже многие десятилетия практические не меняются. Тач-интерфейсы появились всего 10 лет назад.

Возможно, во внешнем мире существует законодательный запрет на «сильный ИИ», возможно именно после убийства Альфреда. Поэтому разработки в парке вполне могут быть единственными в мире. Возможно, во всем остальном мире всех устраивает слабый ИИ, имитирующий сознание и проходящий тест Тьюринга, как и 30 лет назад. С тех пор механические тела роботов заменили на биологические, и на этом и был сосредоточен прогресс.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 11:23
10-я серия удостоилась своего трейлера — так что часть вещей там уже видна.

Замечу, что словесно с роботами общается далеко не один Форд.
Даже если он робот и программирует мыслями по вай-фаю 8-) — то как быть с остальными? Вообще все роботы, и в мире людей-то не осталось? Тоже возможно, как и полная иллюзорность этого мира. Но, замечу, тогда создатели похорнят именно человеко-машинный конфликт, все сводя к инерции человеческой культуры в машинной цивилизации. тема интересная, но дали бы на неё такие деньги?
Будущее покажет :)))

Что касается темпов НТР — то создание полноценного ИИ запускает немного другие процессы, из-за угла выходит технлогическая сингулярность. И тогда тридцать лет ситуация не сохранится.
Единственные в мире разработки? Извините, не верю.
Смотрим на ситуацию с клонированием: при остановке работ с клонированием человека (скорее всего некая договоренность, местам формализованная) — просто адский прогресс в клонировании животных и выращивании отдельных органов. Через несколько лет мы получим вариацию франкенштейновского монстра — человека можно будет собрать из готовых запчастей. А может быть и детишки где-то уже бегают клонированные — по Мумбаю, там проще найти суррогатную мать...
Технологии даже при формальном запрете — находят путь. как вода.


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 11:18
Лучше было бы посмотреть весь сезон сразу, но теперь уж одна серия осталась...Шикарно, действительно на 100 заявленных миллионов.
Отдельная благодарность Рамину Джавади за саунд не уступающий «игропрестольному».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2016 г. 19:09
Да, музыка — на 5+


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 11:49
Очень стильные титры с видеорядом в черно-белой эстетике и музыкой у сериалов Черные паруса и Мир дикого Запада.
Мир дикого Запада соединил в себе всё, что в последние годы про И.И. было. И это здорово.
При просмотре на ум приходят и люботы скандинавские, и спилберговские, и Из машины, и другие.
Энтони Хопкинс неподражаем. Интрига каждой серии только усугубляет Углубляет его образ, его персонаж.
Я так понимаю, что коль ему сниматься в сериале, так вот именно в таком, абсолютно не проходном.


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 15:45
Спасибо за рецензию. Мне в целом сериал нравится, но линия хозяйки борделя периодически кажется нелогичной.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) Неужели оба рабочих, ответственных за ее самовольное изменение характеристик, не осознают, что, если она сбежит или еще что натворит, то им влетит так, что все то, что она о них знала и чем она бы могла их шантажировать, покажется сущими пустяками?
2) Само изменение нужных характеристик до максимума — вот ни в жизнь не поверю, что возможен такой взлом системы изнутри, чтобы его сразу не обнаружили и не заинтересовались. Иначе бы их систему давно хакнули. Да и контроль за несанкционированными изменениями тоже должен быть, ведь возможность крота никто не отменял.
3) Как она может управлять Бернардом? Не верю, что Форд не заложил в него ограничение, чтобы Бернард подчинялся его, фордовским, и только его голосовым командам? Хотя бы во избежание случайного применения к Бернарду такой команды со стороны других сотрудников?


Что до раскрытия темы взаимоотношений между машиной и человеком и самосознания машины, то, по-моему, тут далеко до лучших образцов Спилберга или Скотта. Ставка тут в первую очередь на закрученность сюжета.

PS. А Хопкинс, как всегда, очень хорош, это да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 19:29
Спилберг хорош, но односторонен — в ИИ линия преимущественно мелодраматическая.

«вот ни в жизнь не поверю, что возможен такой взлом системы изнутри, чтобы его сразу не обнаружили и не заинтересовались. Иначе бы их систему давно хакнули.»

Это традиционная слабость уже не первого фильма/сериала — корабль или база, ли такой вот аттракцион должны быть снабжены системной внутреннего самоконтроля. Чтобы ИИ сидел именно на отслеживании аномалий. О чем я упомянул в рецензии.

Что касается взлома негра :-D то вопрос — неужели только по голосу? а если простынет???

Но в целом — да, технические ляпы имеют место быть.


Ссылка на сообщение29 ноября 2016 г. 20:41
По поводу некоторых моментов критики в рецензии. Думаю, не стоит забывать, что за основу взят сюжет 77-го года и тогда взгляды на многие вещи были другими, ровно как и возможности. Потому разные моменты уникальности отдельных роботов и кода и хранилищ, все это вполне нормально выглядит.

Единственное, что выглядит глупо — это ситуация с двумя туповатыми техниками, которых андроид взяла в оборот. Их тупость и действия в данной ситуации, при всей тамошней безопасности и контроле, просто выглядит крайне несуразно и притянуто за уши.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2016 г. 00:30
С этим полностью согласен. Я так и не понял, за счет чего она водила их за нос и угрожала. Если какой-то глюк не позволял вырубить её ПО, так отрубили бы питание и все, она ж робот. Хотя может 10-я серия что-то прояснит, может на самом деле парк — это местный вариант Матрицы, где все роботы.
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2016 г. 00:59

цитата eos

Хотя может 10-я серия что-то прояснит, может на самом деле парк — это местный вариант Матрицы, где все роботы.

Возможно, а эта смуглая леди андроид-революционер, аналог Нео, но вариант матрицы тут, возможно больше походит на оригинальный сценарий Вачевски(который не стали снимать). В котором матрица была везде, и снаружи тоже. Так и в этом сюжете, увидим, что на Земле давно уже одни адроиды ходят, чаще туповатые как те два техника. Что в целом, не так далеко от реальной жизни. :-))):beer:
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2016 г. 17:02
Да вы чего???
Какой нафиг революционер — это тот самый дроид, запрограммированный Правлением, чтобы вынести в своем мозге фордовские секреты программирования. Вам же ясно было сказано, что ее характеристики правились кем-то с чрезвычайно высоким допуском. А этот кто-то — вербованный главный сценарист, больше некому. Естественно, что этому андроиду был обеспечен режим наибольшего благоприятствования. Китаец скорее всего тоже «тварь вербованная» — то-то он отказал своему дружку в отключении. Не за отключение ему платят вторую зарплату :))))
Проблема-то оказалась лишь в том, что Форд просек фишку, оказался более предусмотрителен, и уйти андроиду не удалось — в последний момент алгоритмы Форда выдернули его из поезда. Перед этим он убедился, что Правление его все равно так или иначе снимет, а Парк подгребет под себя и устроил им напоследок кровавую баню. Благо его программы, снимающие запрет применения силы против людей заработали, просочившись сквозь фильтры безопасности. Ему это даже наглядно продемонстрировали, когда шлюха из борделя прибила надсмотрщика — как бы человека.


Ссылка на сообщение3 декабря 2016 г. 14:54
насколько помню оригинальный фильм(который и близко к сериалу не стоял, хотя дает дополнительный пласт при просмотре) помимо мира дикого запада существует еще несколько парков, в том числе и по древнему риму. А вот проблему с шальными пулями тоже не смог решить. И что будет, если 2 реальных человека пойдут друг на друга с ножами — тоже. Возможно там какая-нибудь «умная» саморазмягечающаяся сталь? Но, может у создателей парка такой хитрый план — всех убитых людей заменяют роботами и готовят таким образом захват мира. (шутка)
насчет интерфейса програмированья через беседу — это скорее проверка, как будет работать уже отстроенная модель. Конечный пользователь работает не через консоль же.
Самый серьезный вопрос с технической точки зрения у меня один — голограммы там вовсю применяют, устройства для виртуальной реальности тоже есть... не дешевле было бы совмещать виртуальную реальность с роботами? не пришлось бы ремонтировать физические оболочки так часто, в вр достроил размазанные мозги и все... или это не то по ощущениям будет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2016 г. 21:55
«насчет интерфейса програмированья через беседу — это скорее проверка, как будет работать уже отстроенная модель. Конечный пользователь работает не через консоль же. «

Тогда бы не звучало там слово «анализ». Даже в простой программе порой сложно понять только по виду — отчего данный конкретный глюк. Мастеру надо видеть механику процесса.
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2016 г. 22:29
... Но, может у создателей парка такой хитрый план — всех убитых людей заменяют роботами и готовят таким образом захват мира. (шутка)...
Кстати, точно такой был сюжет второго фильма вышедшем сразу после первого!!!


Ссылка на сообщение6 декабря 2016 г. 12:40
Вот и сезон закончился.
Вся критика, конечно, остается и есть еще за что покритиковать, но, честно говоря, вообще не хочется. Концовка все минусы перекрыла, сериал для меня лучший в этом сезоне.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2016 г. 16:16
Минусы перекрыла, но вопросы оставила. Хотя история Человека в черном мне очень понравилась, особенно финальный твист, прямо экзистенциальная притча.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2016 г. 16:25
Согласен, твист с Человеком в черном очень понравился, больше, чем с твист с Вайеттом. Люблю такие ходы.
А вопросы — так надо ж что-то и на второй сезон оставить:-)
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2016 г. 17:12
По-моему никаких вопросов, все закончилось очень логично и окончательно. Слетевший с катушек Форд устроил массакр Правлению Корпорации, настроившейся отобрать у него любимую игрушку. Спустил андроидов на людей, замкнул управление на себя и помер. И теперь у Корпорации нет софта (алкаемой интеллектуальной собственности) и нет другого выхода, как перебить всех андроидов в парке, так как вернуть управление над ними не получится. А искусственный интеллект — это от лукавого.
Вот и весь сказ. (с) Пончик

Мыслящих микрокалькуляторов не бывает!


Ссылка на сообщение6 декабря 2016 г. 17:06
Да, совершенно согласен, хоть ляпы и есть. Но в целом, концовка все вытянула.


Ссылка на сообщение11 декабря 2016 г. 13:08
Никто не думал что Форд заменил себя роботом? И что самое обидное, боюсь события 2го сезона будут мусолить тот же временной интервал что и в 1м, но только другие его промежутки...
Страницы: 12

⇑ Наверх