Это не гениальный фильм.
И не великолепный.
Да даже не чудесный.
Фильм коллектива, снявшего «28 панфиловцев», это нечто другое. Что-то крайне необходимое отечественному кинематографу, закопавшемуся в самолюбовании, эгоизме, бюджетах и дерьме, выдаваемом за творчество.
«28 панфиловцев», субъективно, равны по своему весу нескольким отечественным фильмам. «Брату-2» Балабанова, «Бумеру» Буслова или «Ночному дозору» Бекмамбетова. Это вехи, отмеченные памятью зрителей и любовно передаваемые следующим поколениям. Ведь кино меряется зрителем, а не количеством премий или оценочным шкалам в отзывах критиков.
Любимым произведением о войне является «На войне, как на войне» Курочкина. А любимым фильмом со временем стал «Они сражались за Родину» Бондарчука. Фильм Шальопы не станет самым-самым. Причина простая: он новый. Его сценарий не писал танкист 3-ей Гвардейской танковой, и в нем не играл Никулин, зацепивший даже Финскую. Но из «новых», снятых после развала СССР, фильм Шальопы точно займет место в лидирующей тройке.
Дальше будет достаточно много букв и предложений.
Реализм и детали:
Заклепками, петлицами и «маузерами-курц» пусть меряются реконструкторы и как-бы историки. Куда важнее все другое. Окапывание в мерзлой земле, ложные и запасные позиции, спокойная работа командиров, стрелков, наводчиков, заряжающих и подающих. Заматывание прицела в ткань и уборка его за отворот фуфайки. Артобстрел и то, что за ним. Именно так, именно и только так.
Земля, скрипящая на зубах, имеет паскудный вкус. Она очень невкусная. Сгоревший порох режет ноздри, он едкий и острый. Разрывы снарядов и пушечные залпы могут заставить чуть ли не обосраться. С непривычки. Когда стреляет взвод, весь и целиком, ты глохнешь. Когда рядом твой товарищ корчится от боли, ты на какое-то время выпадаешь из реальности. А те самые самокрутки, что могут быть папиросами или дешевыми сигаретами без фильтра не имеют цены. Любой, хотя бы раз куривший их на войне скажет, что никогда не забудет их ценности. Даже когда они уже обжигают не то что пальцы, нет. Когда они обжигают сами губы из-за того, что крохотные. И такие дорогие.
Война является необходимой, тяжелой, страшной работой. Герои на войне нужны, но куда важнее те, кто именно работает. Копает и выбрасывает тонны грунта, создавая ходы сообщения, запасные позиции и орудийные погреба, укладывает квадратные километры дерна, прикрывая ячейку. Встает после стального града, вытряхивает землю, набившуюся повсюду и ждет.
Это не спасение рядового Райана с его липкими минами из носков. Наши бойцы носков не имели, они мотали портянки. И когда портянки намокали, разматывали и в ход шла верхняя, сухая часть. Наши бойцы вгрызались в стылую землю саперками и за ночь создавали оборонительный рубеж, непроходимый для врага.
Наши бойцы не отступали и не отступают до сих пор, даже когда врага намного больше. Они стоят именно насмерть там, где другим это покажется глупым. Смертельно глупым. А они стоят. И побеждают. И, да: враг для любого русского бойца, даже если этот русский на самом деле казах, является врагом. «Не думай ни о чем, ты будешь прав», когда-то написал и спел Крупнов. В данном конкретном случае это истина. Чтобы там не думали себе некоторые рецензенты-журналисты.
Реализм фильма Шальопы в этом. Там враги. Они говорят на немецком, у них нет лиц, нет прошлого и не должно быть будущего. Есть патрон, пуля в нем, прицельная мушка и силуэт врага. Выбери спуск, сделай на одного меньше. И наплевать на его семью, на его губную гармошку и любимую пивоварню в сраном Гамбурге. Это враг, а врага убивают.
Реализм фильма и в другом. В грохоте падающих снарядов. В желании вжаться в землю так, чтобы зарыться в нее. И не вылезать, не высовывать головы, ждать, когда оно, мать его, кончится… Мой сын, так это тихонько, спросил в самом начале: а зачем мешки? Как объяснить ребенку то, что очевидно именно на войне? Что вот этот мешок, и этот и тот, уложенные в бруствер, твоя жизнь. Что вот эта крохотная позиция в земле – тоже твоя жизнь. Что уложенные над головой бревна, засыпанные землей, снова твоя жизнь. И твоих друзей.
Реализм фильма в противостоянии человека и стального чудовища с мощным движком. Тогда не было ПТУР-ов. Тогда не было РПГ-7 с кумулятивными. Тогда были хреновы ПТР-ы и «сорокапятки» с тонким защитным щитком. И именно в этом заключается главная удача фильма и его команды. Без каких-либо предварительных рассказов о ТТХ и сравнений потенциалов нападающих\обороняющихся, показать правду. Правду подвига. Без надрыва, без криков «ура», без скалящихся за спинами отожравшихся коммуняк-НКВДшников. Подвиг обычных и уже взрослых, понимаете, взрослых мужиков?
Второстепенный герой балабановской «Войны», сыгранный Гостюхиным, говорит главному герою, только-только вернувшемуся из Чечни: не пацаны должны воевать, а мужики. Это правда.
И именно уже пожившие свое мужики, стоящие у Дубосеково, спокойные, все понимающие и не считающие себя героями, и есть самый главный реализм фильма. Потому что, имея за спиной свою деревню, село, город или поселок, ты не станешь отступать. Как бы того не хотелось желающим насрать в душу всем, не разделяющим в этой войне народ и свершение на оставляющие. Вопреки, назло и так далее – здесь этого нет.
Актеры:
Отсутствие примелькавшихся лиц российских как-бы «кинозвезд» пошло фильму только на пользу. Искренне рад не увидеть очередное скучающее мурло личности, играющей именно себя в фильме, где надо отыграть роль. И обычные люди, ожидающие врага в окопах, из-за этого становятся намного ближе. А пять относительно известных актеров, замеченных в ленте, свое дело сделали как надо. Ровно и спокойно. Без фальшивых пафосных надрывов и попытки выжать слезу там, где не надо.
Три основных тюркских лица фильма, чаще всего не говорящих, своим молчанием, сплевыванием, нахмуренными бровями и редким смешком показали больше, чем весь богатейший потенциал и багаж актера Безрукова в фильме про пограничника и пограничный столб. Стыдно, но не помню их имен и фамилий.
Основные русские лица также отказались хороши. За исключением комбата. Актеру, игравшего его, чего-то немного все же не хватило. В отличие от, скажем, актера, сыгравшего Клочкова.
В какой-то негативной рецензии из тех, что размещаются на «Критиканстве», прочел что, мол, этому политруку не веришь, он за собой бойцов не поведет. Дальше, нов другой рецензии, еще одна личность написала о своем недоверии к такой войне, где такой враг. Осталось только восторгаться и более никак. Уважаемые рецензенты, судя по всему, явно владеют как багажом практикующего психолога, так и опытом командования боевой частью во время войны.
Именно такие, спокойные, чуть «свои», совсем чуть, офицеры и являются теми, кому бойцы верят. За кем идут и чьи приказы выполняют. Потому что рядовые труженики войны не «автомат к ружью приставленный». Рядовой опытный солдат все и вся понимает, и оценку свою дает сразу, метко и четко. Такому вот простому Клочкову, переживающему за раненого товарища, веришь.
Отдельно стоит выделить роль пулеметчика Данилова. Вы когда-нибудь, в своем далеком 90-ом детстве боялись Т-1000, неумолимо и смертельно идущего за Коннором и его присными? Пулеметчик Данилов страшен не меньше. Особенно из-за того, что его дело правое и Данилов это знает.
Прочее:
Прочим являются несколько моментов. Эффекты, атмосфера, звуковая и визуальная часть, операторская работа.
Комбинированные съемки бросились в глаза два раза. И если в первом случае, съемке сверху наступающих немцев, это никак не отразилось на восприятии, то во втором было чуть хуже. Имеется в виду мстящий и одновременно проводящий «профилактику» танк, утюжащий кусок траншеи с бойцами. Но общего впечатления оно не испортило.
Работа пиротехников и всех, имеющих отношение к созданию самих боевых сцен великолепна. Огромное спасибо за настоящие разрывы и их результаты. Великолепный уровень, без разрывающихся на части бензовозов вместо танков и разлетающихся домов в три этажа вместо стрелковой ячейки.
Атмосфера фильма прекрасна. От панорамы мирной деревеньки в три показанных цветных дома посреди свежего снега до того, что осталось от снега. До того самого Данилова, бредущего через серую кашу и лужи, оставшихся от пушистого покрова, лежащего на позициях роты до первого снаряда. Между этими оттенками белого и черного есть настоящая война. Гвозь, возможно первый, в крышку чертова гроба для срущих пилотов люфтваффе, летающих от взрывов бюстов Сталина, приснопамятных сисек и краснорожих пьяных красных командиров, гонящих штрафбаты на убой из-за веления левой пятки.
Музыка инструментов и музыка выстрелов. То, без чего фильм бы не удался. Определяющие грани восприятия для зрителя. Четко, слаженно, достоверно и тревожно.
Операторы картины – молодцы. Как сборная России по хоккею в 2008-м году канадского финала. Точное попадание каждого нужного кадра, каждой мелочи, всего того, что так необходимо среди калейдоскопа бессмысленности, воцарившегося на экранах уже давно.
Минусы:
Ребята, реверансы нужны на пресс-конференциях. Спасибо за «а казах не русский, что ли», но! Не было у красноармейца РККА знаний о такой стране, как Казахстан. Равно как не было знаний о великолепной семерке, где бы та не находилась. Вот про спартанцев боец РККА знать мог. Потому как образование в РСФСР и, чуть позже в СССР, вставало на ноги сразу же после первых декретов Советской власти.
В фильме нет того, чем заканчивались те фильмы СССР, что хватали за душу и не выпускали, заставляя плакать даже сейчас. Здесь нет Маэстро, сидящего у крохотного обелиска посреди поля. Здесь нет монолога о сапогах от великого Бондарчука. Здесь нет смерти Мишки Домешека. Здесь нет песни ветеранов десанта, пробирающей до самых дальних кромок души. Но здесь нет и Папанова, бывшего на той войне и помнящего все это не из чужой, а из своей памяти. Здесь нет журавлей. Здесь всего этого нет.
Но, возможно, так и надо. Если вести учет «28-ми» как солдата первой линии обороны, сражающегося также просто и персонажи его же самого. Просто надо поверить в российский кинематограф и подождать. Так хочется верить.
На этом минусы и заканчиваются.
Резюме:
Это нужный фильм. Он не без шероховатостей и огрехов. Но он есть. И его появление на экранах это то самое появление пулеметчика Данилова в момент, когда остались только штыки, лопатка, топор и один штык-нож.
Больше Pro разно-интересное кликать по ссылке
DIXI