В выходные в Питере прошел фестиваль комиксов, косплея и ностальгии. Если кратко, то это было здорово:
— я привезла около пяти килограмм книг (правда стоит уточнить, что не все для себя);
— в самый неподходящий момент у меня сел фотоаппарат (поэтому часть фото делала на телефон);
— отсняла около 600 фотографий;
— получила море самых положительных эмоций и впечатлений.
Мне понравилось пространство Экспофорума: просторно, практически всегда к стенду можно подойти, рассмотреть или сфотографироваться. Организовано все было тоже хорошо: я ехала из Москвы и боялась длинных очередей за именными билетами, но все прошло гладко, именной билет получила быстро, очередь на вход в сам Экспофорум была упорядоченной, пустили вовремя, досмотр вещей практически не задержал и зайти удалось в первые минут 7-10 после открытия (здесь стоит уточнить, что у меня был обычный именной билет, не вип). Единственные накладки, которые заметила — задержка автографсессии Грампа в первый день, а во второй день на встречу не приехал Руфус Дейгло (возможно, встреча состоялась в другое время). К плюсам стоит отнести то, что со всеми зарубежными гостями встречи и автографсесии были проведены в оба дня (в первый день просто встреча — рассказ о себе и творчестве, во второй — вопросы от посетителей). На фестивале можно было поесть, а вот отдельной зоны отдыха не было, зато было много практически всегда свободных стульчиков в зоне комикса.
Пространство фестиваля было разбито на несколько зон: стенды эпох, комиксы, лекторий, кинозал, зона Космоса, настольных игр, развлечений, часть мероприятий проходила во дворе на улице; приятно было видеть, что каждая из зон смогла привлечь и заинтересовать и там постоянно находились и общались посетители. Комикс зона была довольно большой, там находились сцена для презентаций, магазины, лекторий, библиотека комиксов, бюро графического перевода и аллея авторов. Лично меня на фестивале больше всего интересовала именно эта зона: в первый же день сделала все необходимые покупки, получила автограф Рафаэля Грампа, сходила на презентации издательств Jellyfish Jam и ZANGAVAR.
На аллее авторов увидела, пообщалась и взяла автографы Олега Тищенкова, Аскольда Акишина, Ивана Ешукова, Антона Лопатина, Татьяны Задорожной и Евгения Яковлева.
Далее состоялась встреча с Матеусом Сантолоко, на которой он рассказал, как пришел в комиксы из рекламного бизнеса, о работе над комиксами о подростках-мутантах, кто его любимый черепашка (в разные периоды это были разные черепахи, но никогда любимым не был Рафаэль). Пока стояла в длиннющей очереди за его автографами, краем уха слышала выступление Алекса Хирша. Он рассказывал интересные истории о «Гравити Фолз»: как возникла идея в каждой серии совместить что-то обычное и что-то мистическое (на примере серии «Носочная опера») или про то как искали имя для Билла Шифра — каждый раз выяснялось, что человек с таким именем реально существует и может засудить, приходилось придумывать дальше.
Во второй половине дня в большом зале состоялась встреча с Патриком МакХэйлом (он работает над полнометражным мультфильмом продолжительностью около часа, но подробностей раскрыть не может, есть идеи продолжить «По ту сторону изгороди» и рассказать о дочери Дровосека до того, как он стал Дровосеком, и снах Вирта), а после чего я — явно каким-то чудом — попала на автографсессию с ним (время было строго ограничено, Патрик просто расписался в уголке выпуска). В конце дня осталось время немного погулять и пофотографировать стенды.
Второй день оказался не менее насыщенным: утром посетила встречу с Иваном Ешуковым (он рассказал о других своих проектах — «Фаэрон», «Флопус», «Клакс» — и показал много, очень много материалов по ним). В связи с задержкой Руфуса Дейгло застала часть выступления издательства BUBBLE, сходила на выступление Алекса Хирша и презентацию комикса «Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени» Аскольда Акишина и Виталия Терлецкого, посетила встречу с Рафаэлем Грампа (он дал советы начинающим художникам, рассказал о стереотипах о России, я спросила, не хочет ли он написать что-то про Россию и русских после этой поездки, он сказал, что подумает).
Вечером продолжила изучать и фотографировать стенды, а после посетила комикс-баттл: два художника в течении 10 минут рисуют нечто, задуманное залом (глагол+существительное, прилагательное+существительное и т.д.), после чего путем аплодисментов выбирается победитель. После каждой битвы рисунки художников продавались на аукционе. Я не удержалась и приобрела «Дикобраз плавает» от Олега Тищенкова и Виктора Шпаковского (да, обе работы). В битве участвовали также и Евгений Федотов с Богданом, рисовали они «старого корля на троне».
В течение двух дней на фестивале работали магазины основных издательств комиксов (где можно было купить комиксы по издательским ценам), фигурок и сувениров.
Впечатления остались самые положительные, была рада увидеть множество знакомых и пообщаться с ними, увидеть авторов, которых могу больше никогда-никогда не увидеть. Атмосфера была очень дружественной и приятной, я видела людей, увлеченных и любящих свое дело. И мне это безумно понравилось.