Все выше перечисленные слова ключевые для нового романа Джеймаса Герберта «Тайна Крикли-Холла».
Спиритические романы Герберта («Тайна Крикли-Холла не исключение) построены по одному и тому же принципу:усиленно отрицаемое «потустороннее» врывается в мирную среду позитивистской идеологии, демонстрируя всяким материалистам, рационалистам и скептикам существование невидимого, «параллельного» мира — мира духов. Однако, — вот какой парадокс, — «мир духов» у Герберта оказывается вполне материалистичным, объяснимым с рационалистической, научной точки зрения. Ибо парапсихология для Герберта оказывается вполне себе объективной наукой. «Призраки», «духи», «потусторонний мир» — все это для английского писателя вполне объективные понятия, поддающиеся рациональному объяснению, своего рода «неразгаданные загадки» Вселенной.
Собственно суть моих «идеологических расхождений» с Дж. Гербертом лучше всего сформулировал почти век тому назад Гилберт Кийт Честертон.
«Не мистики недостает нам, а здоровой мистики; не чудес, а чуда исцеления. Я очень хорошо понимаю тех, кто считает современный спиритизм делом мрачным и даже бесовским, но это — не аргумент, против веры в бесовщину. Картина еще яснее, когда из мира науки мы переходим в его тень, т.е. в салоны и романы. То, что сейчас говорят и пишут, наводит меня на мысль: не бесов у нас маловато, а силы, способной их изгнать. ...Из Гардаринской легенды мы изгнали только Христа; и бесы, и свиньи — с нами».