Гранд отель


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Гранд-отель "Будапешт"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гранд-отель «Будапешт»

Статья написана 15 июня 2014 г. 09:48

Прежде чем рассказать историю, вас усаживают за стол, поят чаем, кормят тортом, вспоминают биографию ваших предков, делают из неё моралитические выводы, описывают грядущие бедствия и немножечко гадают на кофейной гуще о том, когда грохнется старый фуникулёр...

А прошло уже десять минут экранного времени.

Саму историю рассказывают неторопливо, со множеством отступлений, возвращений, подробных комментариев и общих умозаключений.

Отступления эти вкусны, хороши, затейливы, интересны, детальны, исторически занимательны и богато ассоциативны.

Я ничего не забыл?

Да, история.

Вполне обычная слащавая, присыпанная сахарной пудрой и легким юмором, история золушка и золушки, крестный папа (не в этом смысле!) которых подрабатывает, хотя нет, именно работает, в поте лица своего, работает жиголо в престижном отеле.

Кражи, побеги и погони — подчеркнуто веселые и легкие (и только зондер-команда в поезде пахнет реальной смертью).  

И главная проблема фильма: создатели не смогли от набора картинок, от кучи анекдотов и коротких историй — перейти к гладкому, единому повествованию.

Вот сын покойной графини с черными усами — ха-ха-ха.

Вот её дочери — хо-хо-хо

Вот честный юрист юрист, у которого отчекрыжат пальцы — хе-хе-хе.

Вот уголовники — ху-ху-ху (и фингалы на половину физиономии у жиголо).

Каждый отдельный типаж занимателен. Ярок. Увлекателен. Но что эти люди делают в одной колоде карт?

Получился именно что сборник рассказов и микроновелл. Тот бешеный темп событий, который был показан в анонсе — совершенно исчез в фильме.

Общая идея там есть: люди изо всех сил могут поддерживать выдуманный мирок, когда вокруг рвутся снаряды и движутся фронты.

Но в тот мирок я отчего-то не поверил.

Да, он симпатичен и занимателен, но этот карточный домик построен без второй стены и крыши.

Хотя — мое недоверие, это всего лишь мое недоверие.

Есть множество любителей кукольных страстей — здесь куклы в самых симпатичных платьях (платье — в широком смысле слова), которые с восторгом и неподдельным вниманием будут пересматривать фильм по третьему разу.

Я бы сказал, что этот фильм — очень неплохая (по работе оператора, по работе костюмеров, по работе декораторов, по работе гримеров, по... ) попытка мифологизировать очередную эпоху.

Как стимпанк и Шерлок Холмс мифологизируют викторианскую Англию до полной неразличимости исходных черт — так и здесь пытаются мифологизировать межвоенную Европу. Восточную. Или — Швейцарию. Или — Австрию.

Не суть важно.

Для единичного просмотра фильм весьма годен. Рекомендую.

Для критиков критики :)  Совмещение исторических отсылок и повествования как такового — отдельная  проблема. И «контекст исторический» — не тот волшебный раствор, которым можно замазать все дыры в сюжете.

Вот пародия, которая сохраняет свою ироничность не смотря на знание контекста или его не знание.

Если бы голова художника была бы изображена в манере абстракционизма. или вообще «наивного искусства» — то можно было бы много кивать на разборки самого Мане со своими коллегами и объяснять, что имел в виду автор — но картина была бы испорчена.





293
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 10:25
Для единичного ли? :-)
По-моему, это такой фильм, который в какой-то параллельной вселенной могли бы крутить каждый год по центральному телевидению в канун кого-нибудь народного праздника, и каждый год его приятно было бы смотреть, причем с любого места :-)


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 13:24
Вот и приятный фильм, и типажи шикарные, а чего-то не хватает. Соглашусь с

цитата beskarss78

И главная проблема фильма: создатели не смогли от набора картинок, от кучи анекдотов и коротких историй — перейти к гладкому, единому повествованию.
И да, Рэйф Файнс — выше всяких похвал


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 13:33
Любая попытка рассказать о какой-то эпохе ее мифологизирует — иначе говоря, рассказчик всегда предлагает модель (миф — это модель, с каким бы знаком он ни был), которая доносит до нас то, что рассказчик считает важным. Искусство всегда искусственно; чем больше оно пытается быть естественным и выдать картонку с нарисованными кирпичами за настоящий зАмок, тем хуже для него. Андерсон понимает это как никто.

Что до смысла — я постарался понять этот фильм вот тут. Для меня дело не в том, верить или нет; скорее — в том, чтобы увидеть все те силовые линии, которые режиссер под сенью Цвейга отловил в межвоенной экс-Габсбургской империи очень точно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 20:54
К фильму «Королевство полной луны» я отношусь как к лучшей на данный момент экранизации истории первой любви.
Но рассказанная там история не рассыпалась на карточки постояльцев отеля.

Что касается искусства — то если считать, что оно всегда искусственно, то вершиной в нем будут выступать объекты, для которых НЕТ естественных прототипов.
И «черный квадрат» Малевича станет вершиной живописи.

В обратном же случае «надо играть так, чтобы зритель забыл, что перед ним сцена» (Булгаков «Театральный роман»).
И проблема этого фильма в том, что великолепные роли (индивидуальные работы) не спаяны режиссером в одну историю.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 22:13
Так и здесь история не рассыпается, просто это не совсем та история, которую показывают, — как и бывает с большим кино.

Ну, с определенной точки зрения «Черный квадрат» и есть вершина живописи — если воспринимать его в контексте размышлений самого Малевича. Но я не говорил, что чем искусство ненатуральнее, тем лучше. Я сказал, что нет смысла выдавать заведомо искусственное за естественное. Соцреализм тут споткнулся, например. А прерафаэлиты — нет, и это уже другая история.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2014 г. 03:48
Если авторы рассказывают не то, что показывают — то как минимум у них не согласованность по слоям повествования.
Обычное дело — но не для большого кино, а для проблем в произведениях. Сколько рОманов невозможно читать из-за такого эффекта, а разозлившиеся МТА пытаются что-то судорожно объяснить читателям?

В том числе потому и выходят претензии к фильму по естественности/искусственности: размышления Малевича не прилагаются ;-) — от уровня условности рассказа (буквально рассказа, когда пара чтецов пересказывают историю), он пытается дотянуться до полноценного видеоповествования (с совершенно другим уровнем естественности), но авторы постоянно одергивают себя — и падают на уровень именно манерного рассказа.
Естественно, что получается «неровный график» — и проблемы.

Повторюсь — в «Королевстве полной Луны» этих проблем не было и близко. И там допущения с условностями играли на доверие к произведению. А здесь — нет.
Эффект «не верю» — слишком велик.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2014 г. 08:53

цитата

Если авторы рассказывают не то, что показывают — то как минимум у них не согласованность по слоям повествования.


Неправда. Это стандартный прием в искусстве: рассказывать одно, а объяснять другое. Понятно, что «Имя розы» — не совсем про убийства в монастыре, а «Улисс» — не совсем про один день некоего дублинца. Если вы не увидели второй слой, это не значит, что его нет. Само собой, этот слой контекстен, но:

цитата

В том числе потому и выходят претензии к фильму по естественности/искусственности: размышления Малевича не прилагаются


— и это неправда: они прилагаются в той же мере, в какой приложим контекст к любому произведению искусства, предлагающего (а) задуматься и (б) изучить вопрос. В нашем случае фильм контекстен исторически. То же ZZ без контекста СС (и такого аспекта, как появление аристократов-фашистов) не понять.

цитата

в «Королевстве полной Луны» этих проблем не было и близко


— боюсь, были. просто вы их не заметили :) Потому что это тоже фильм не только и не столько о любви. Это еще и контекстное высказывание об определенной эпохе.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2014 г. 10:44

цитата

Неправда. Это стандартный прием в искусстве: рассказывать одно, а объяснять другое. Понятно, что «Имя розы» — не совсем про убийства в монастыре, а «Улисс» — не совсем про один день некоего дублинца. Если вы не увидели второй слой, это не значит, что его нет.


Гражданин — структура должна быть выдержана в любом случае. Я понимаю, что вам понравился фильм, что хочется помахать флагом в его защиту и т.п. Но Проблемы которые я указываю с той же композицией (затянутое вступление, например) — они ведь от того, что желания создателей поболтать вошли в противоречие с картинкой. Когда автор умеет вставлять второй слой в повествование — этот второй слой не рвет композицию, и он рассказывает и показывает одно и тоже (в том смысле, что не приходится включать свет к кинозале, чтобы режиссер рассказал о своих мыслях, или выступил чтец с комментариями). Сохраняется единство повествования как объекта — потому рассказ и показ — тождественны, как тождественно мышление и бытие в моменте истины. Эзопов язык не должен убивать пьесу.

цитата

— и это неправда: они прилагаются в той же мере, в какой приложим контекст к любому произведению искусства, предлагающего (а) задуматься и (б) изучить вопрос.


Неправда как раз за вами, гражданин. Изучение контекста замечательная штука, но только если зритель с уровнем знаний о той эпохе несколько выше среднего (насколько, не мне судить...), который читал Цвейга, который читал Гашека, который в курсе становления правых движений — и в курсе даже ОТРАЖЕНИЯ этих движений в том же фильме «20-й век» — так вот, если такой зритель видит именно кукольный домик без крши и одной стены — проблемы таки у фильма.

Приведу в пример одну картину (вынесу её в основной пост) — в которой исторический контекст, знание картины «Олимпия», конечно, важен, но сюжетность пародии не страдает от знания или не знания творчества Эдуарда Мане ;-)

Вот поэтому та грань по которой прошли в фильме «Королевство полной Луны» — при условности персонажей — она позволяет читать самостоятельную историю, читать исторический контекст (ага, пародию на сексуальную революцию и много чего еще), читать их вместе.
Здесь такого не получилось. автор не справился. Признайте это.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2014 г. 11:44
У нас, ситуайен, есть два текста о фильме — ваш и мой. Пусть каждый решит, вы тут правы или я. Мне представляется, что вы не поняли фильма — всего-навсего; признайте это.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2014 г. 13:20

цитата angels_chinese

Пусть каждый решит, вы тут правы или я.

А мне вообще непонятно, зачем это решать :) Это же не соревнование (и не чемпионат мира по футболу :))
На мой вкус оба ваших текста хороши.
Текст beskarss78 смотрится поинтереснее, но, полагаю, это из-за того, что критика в целом повыгоднее славословия в этом плане.


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 18:28
Увы, почтенный beskarss78, Ваша рецензия — еще одно подтверждение прописной истины, что до некоторых книг и фильмов нужно просто дорасти. Хотя Вашему ровеснику angels_chinese это не понадобилось. Что до вашей рецензии, возможно, она годна для единичного просмотра...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 20:49
;-)

Не всегда любители определенного сорта колбасы могут доказать остальному миру, что этот сорт — божественен.

Кажется тут именно случай вашего комментария. Фильм вам понравился, но чтобы призывать других расти до его уровня — нужны аргументы.
У вас в комменте — только вкус колбасы ;)
 


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 21:31
У меня тоже сложилось впечатление убеждение, что автор рецензии просто не понял фильм. Я не берусь утверждать — расти надо автору или наоборот он перерос этот фильм:-), но то, что этот тонкий, красивый, превосходный фильм он не понял — это точно. Не ухвачены именно основные смысловые линии, а без них фильм действительно может показаться набором забавных гэгов, «кучей анекдотов и коротких историй».
Просто это кино не ваше. Такое бывает.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2014 г. 19:23
36-летний писатель не дорос до комедии? Я вас умоляю.


Ссылка на сообщение15 июня 2014 г. 21:42
Согласен. Фильм совершенно ни о чем. Эстетская открытка. Бонбоньерка — можно задержать взгляд, но не более.


Ссылка на сообщение17 июня 2014 г. 10:19
Годный фильм на раз, но лучше воспринимать его как лёгкую изящную комедию. До кристального Королевства Полной Луны не дотягивает. Но за одну картинку теперь буду смотреть Уэса Андерсона всегда. Дай Б-г, не скатится.


Ссылка на сообщение17 июня 2014 г. 19:27
Фильм из разряда « Я буду снимать все, что захочу и так, как захочу, и мне за это ничего не будет»
и любая критика на него натыкается на режиссерское:
— Да бросьте. Это же комедия. Хе-хей.

Поэтому не понравилось абсолютно. Даже не досмотрел. Ни одной улыбки фильм не вызвал.


Ссылка на сообщение17 июня 2014 г. 19:35

цитата narsyy

Фильм из разряда « Я буду снимать все, что захочу и так, как захочу, и мне за это ничего не будет»
и любая критика на него натыкается на режиссерское:
— Да бросьте. Это же комедия. Хе-хей.
— вы наткнулсь? На это самое «режиссёрское»? Где, когда произошла эта ваша знаменательная встреча с Уэсом Андерсоном? Поведайте.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2014 г. 23:01
во время просмотра фильма, уважаемый.
 


Ссылка на сообщение18 июня 2014 г. 08:47
Во время просмотра режиссёр в ответ на критику ответил вам: — Да бросьте. Это же комедия. Хе-хей?
Так и ответил — хе-хей? Мощно.
 


Ссылка на сообщение18 июня 2014 г. 09:13
именно так и было


Ссылка на сообщение26 июня 2014 г. 02:14
Фильм скорее ностальгический))Мне очень понравился, хотя и провис в середине.


⇑ Наверх