Я работаю корреспондентом. Это такая особая порода журналистов, которые ориентированы исключительно на добывание новостей. И, сразу скажу, свою непредсказуемую работу я люблю, поскольку она вносит в упорядоченную жизнь постоянный элемент неожиданности и приключения. Эта работа не ограничивает мои интересы чем-то одним: начав день в суде на процессе маньяка-убийцы, вечером я могу оказаться на презентации новой книги, премьере в театре или рок-концерте. Вот, к примеру, вчера, 4 января, был день «Льда и Огня». Т.е. наоборот. «Огня и Льда»: на пожаре в шиномонтажном цехе я была утром, а после обеда делала с мужем репортаж о любителях зимней рыбалки/минус 20, ветер 25 м/сек/.
Но суть не в этом. На все про все для живущей всего 15 минут новости родная редакция дает мне 15-20 строк текста, в которые надо уложить и описание события, и комментарий, и, желательно, придать всему какую-то эмоциональную окраску. Почему именно 15-20 строк? Столько читает средний человек, выискивая необходимое в массиве информации. И если не находит в них нужного, то переходит к следующему сообщению.
К чему это я? К отзывам, которые, если посмотреть с моей точки зрения, тоже Новость. Новость о том, что читатель прочитал книгу и остался ее доволен/восхищен/ разочарован/убит наповал и т.д.
Когда я желаю купить/прочитать книгу, я обращаюсь к отзывам. Накладно по деньгам и времени в наши дни экспериментировать над собой, покупая/ читая «кота в мешке». И что же я вижу перед собой? Все тот же массив информации, кучу «новостей» от разных «корреспондентов» на одну и ту же тему. Далее происходит следующее. Я отбрасываю все самые длинные — не хочу знать в подробностях о чем книга, какие герои — хорошие или плохие. Подробный анализ оставлю до момента, когда чтение будет завершено/или брошено/, чтобы уточнить позицию или подумать над незамеченным.
Туда же — в «корзину» отправляются и самые короткие. Эти вообще не несут никакой информации, за редчайшим исключением, когда автор нашел единственно верные слова. Но это редчайшая редкость.
И дальше я читаю отзывы среднего размера. Преимущественно, те самые «золотые» 15-20 строк. В обязательном порядке — содержащие «отрицательные» впечатления и отзывы тех авторов, мнение которых, по опыту, чаще совпадает с моим. Но и для них действует «золотое» правило: если нет в первых строках ничего интересного, отзыв оставляется «на потом».
Когда два года назад я начинала писать отзывы, я свято следовала «золотому» стандарту, ужимая свои мысли и впечатления до привычного для меня размера. Но в последнее время стала замечать, что отзывы стали разбухать, одна идея цепляла другую, та — третью, отзывы превращались в рецензии. А это уже совсем другой жанр. Вот тогда я поняла, что нужна авторская колонка.
Но отзыв, это — как первая любовь. Самый доступный и демократичный вид творчества, практически не скованный рамками и правилами, свободный и получающий немедленную оценку читателей, которым все равно, стоит ли за ним авторитет или новичок. Им, читателям, важна полезность. Может, поговорим о том, как сделать это занятие полезным для автора и читателя? И о 15-ти «золотых» строках тоже.