http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822035/12287/... » width="62» height="97»> Андрей Валентинов http://www.fantlab.ru/work392526»>«Нуар»
Последний на сегодня роман http://www.fantlab.ru/work25453»>«Крымского цикла» (другое название «Ноосфера»). Первая книга межиздательской серии «Партенит». Действие, в основном происходит в выдуманном городе Эль-Джадира, расположенном на побережье Западной Африки не очень далеко от Касабланки, в Нуаре — одном из ответвлений Мультиверсума. Главный герой Ричард Грай, он же бывший белогвардейский штабс-капитан Родион Гравицкий, погибший несколько месяцев назад в Альпах, прибывает в Эль-Джадиру на официально не существующем корабле «Текора», который каждый месяц, в последнюю среду приходит неизвестно откуда, заходит в порт, высаживает пассажиров и уходит неизвестно куда. Уезжая из Эль-Джадиры, Грай думал, что его дела здесь завершены, но оказалось, что это не так...
На титульной странице указано, что этот роман — литературная запись неснятого фильма. Не уверен, что такой фильм может быть снят в наше время в нашей реальности, поскольку для массового кино сишком умно (или нужно писать «многа кадров»?), а для артхауса недостаточно извращённо. Впрочем об этой невозможности практически прямо говорит и сам Андрей Валентинов в дикторском тексте:
«Нуар — отрицание света. Белого нет, есть только серый и чёрный. Серый вечер и чёрная ночь — больше в этом мире ничего не случается. Вселенная Нуар невелика, конечна и очень проста. Мужчины носят плащи и шляпы, пьют коньяк и много курят. Женщины красивы и аккуратно причёсаны, они тоже курят, говорят с лёгкой хрипотцой в голосе — и предают при первой же возможности. В Нуаре нет высоких чувств и трепетных идеалов, в нём правят инстинкты, выгода и холодный расчёт. Но победителей нет — и быть не может. Нуар — серо-чёрный мир неудачников, мир несбывшихся надежд и растоптанных иллюзий.
Нуар — далёкое прошлое. Появившись на свет в годы Великой войны, он стал её смутной тенью и одновременно отрицанием. Война — это кровь и грязь. Война — это мужество и самопожертвование. В Нуаре, мире теней, где даже кровь походит на грязь, подвиги совершать некому и незачем, Нуар негероичен по определению, в нём не штурмуют Берлин и не водружают флаг над Иводзимой. Но есть иная сторона. В серо-чёрном мире не убивают миллионами, Смерть там по-прежнему — трагедия, слово с прописной буквы. Люди Нуара остаются людьми, а не статистическими единицами в военных сводках. Мужчины и женщины не спешат расставаться с жизнью, но и не рвутся уничтожать себе подобных, не идут в атаку, не расстреливают заложников. Они пьют, много курят и предают друг друга.
Война кончилась, умерла, Нуар прожил немногим дольше. Его должны были забыть — и его забыли. Серо-чёрная тень исчезла навсегда.
В победившем Дивном Новом мире Нуар смешон, нелеп и не политкорректен. Мужчины там слишком похожи на мужчин. Женщины излишне напоминают женщин. Серый вечер и чёрная ночь беспардонно реальны, словно сама Жизнь».
Собственно, об основных особенностях описываемого мира этим всё сказано. Хотя цветной мир, в котором убивают миллионами, может добраться и сюда. Впрочем это уже почти спойлер, так что перейду к свойствам самого произведения. Роман/фильм хорош, но достаточно сложен для восприятия — в смысле требет внимательного чтения, чтобы из кусочков начала складываться мозаика. Отдельно следует отметить стильность романа. Пожалуй, для более правильного восприятия стоит перед чтением посмотреть «Касабланку», а, может, и ещё два упомянутых в конце книги фильма, которых я не видел. Возможно, для более точного понимая взаимоотношения различных сущностей типа мультиверсума, ноосферы и т.д. стоит прочитать предыдущие романы цикла. Всё нужное для понимания содержится в самом романе, но изюминки узнавания каких-то деталей могут добавить чтению приятности.
Ещё больше такого рода изюминок добавляет пиплплэйсмент в разных формах: прямое упоминание в тексте реальных людей; персонажи, прототипов которых человек, имеющий отношение к фэндому, узнает, пожалуй, сразу с первого упоминания; персонажи, прототипы которых требуют большей вовлечённости в соответствующие круги и т.д. Я, вроде бы, идентифицировал нескольких, но, думаю, харьковчане и завсегдатаи партенитских семинаров опознают больше. Не буду лишать их этого удовольствия и оставлю свои догадки при себе.
Рекомендую любителям сложных многослойных произведений альтернативно- и криптоисторического направления, спокойно воспринимающих белогвардейщину в высоких концентрациях.