толстота и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > толстота и доброта
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

толстота и доброта

Статья написана 15 сентября 2013 г. 12:55

The Mammoth Book of Best British Crime 10

Edited by Maxim Jakubowski

Robinson, 2013

Два года назад я писал про один из предыдущих сборников с названием «Best British Crime». Тогда антология могла похвастаться огромным размером и десятком отменных рассказов (из сорока). За два года серьезных концептуальных изменений не произошло: составитель Якубовски снова отобрал лучшее и не совсем из британского крайма, разбавив громкие имена малоизвестными и совсем неизвестными. Количество по-настоящему лучшего не возросло, тем не менее. Эта антология может предложить десяток исключительного качества историй, еще пять рассказов неплохи, но большей похвалы они не заслуживают.

Якубовски, опытный редактор, как никто понимает одно из главных правил такого рода сборников: начинать и заканчивать надо самыми сильными рассказами. Промахнешься с открывающим рассказом, и читатель отложит книгу надолго (если не навсегда). Промахнешься с закрывающими историями (после ряда из рук вон плохих), и книга оставит плохое послевкусие. Что приятно, это правило здесь соблюдено, не придерешься. Открывает антологию Ли Чайлд с «The Bone-Headed League», восхитительный нуаровый рассказ, только притворяющимся легковесной шуткой. Неудивительно, что Чайлда называют мастером. Оказывается, он мастер и короткой формы.

Дальше – хуже. После бодрого начала антология проваливается в болото проходных рассказов, некоторые из которых заслуживают попадания в сборник «Worst British Crime». Но ближе к экватору сборник становится более ровным, проходные рассказы сменяются хорошими, а иногда и даже отличными, вроде «Stardust» Фила Лавси или «The Message» Маргарет Мерфи, или горькой историей Питера Тернбулла «The Man Who Took Off His Hat to The Driver of the Train».

На территорию нуара в книге заходят несколько писателей, среди них Нина Аллан, Кэт Сейнтклифф, Кристин Поулсон и Стелла Даффи (это все дамы, обратите внимание). Рассказ Аллан «Wilkolak», возможно, лучший в этой книге. Это мрачная история о подростке, увлекающемся фотографией, который начинает следить за человеком, очень похожим на серийного убийцу, орудующим в городе. Аллан не добавляет ничего нового к сюжетам о маньяке, убивающем детей, но переключается на психологическую игру между мальчиком и подозреваемым, фотографом в прошлом. Для подростка убийца своего рода оборотень, отсюда польское название рассказа. С маньяком играет и героиня другого рассказа, «Laptop» Кэт Сейнтклифф. Героиня, профессиональный вор, специализируется на ноутбуках, пока однажды не похищает лэптоп серийного убийцы. Если бы Сейнтклифф лучше реализовала дневниковые части истории, ее рассказ шокировал бы еще больше.

Среди мужчин порадовали такие мастера, как Джоэл Лейн, Адриан Маккинти, Джон Харви и новое для меня имя Берни Кроствейт с еще одним рассказом о серийном убийце.

Завершают сборник два фантастических рассказа, но с криминальным элементом. Это – еще одна особенность антологии. Среди понравившихся мне историй – семь так или иначе можно отнести к фантастическим — рассказы Чайлда, Джонстона, Лейна, Аллан, Лавси, и завершающие рассказы Элисон Литтлвуд и Нила Геймана. Гейман представил историю о смерти Майкрофта Холмса, а Литтлвуд поразила тюремным рассказом.

Сборник безусловно следовало бы сократить вдвое, и то, что осталось бы, показало бы британский крайм только с лучшей стороны. Тем более, что представительницы прекрасного пола, похоже, пишут даже более мрачно, чем мужчины.





181
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх