It's that time of the year again! То есть, говоря по русски, пришла пора. Пора подведения итогов. Под катом длинный, нудный пост, где я перечисляю лучшие книги, комиксы, фильмы, и сериалы, которые удостоились моего внимания в прошлом году.
В последнее время ругать Пекару, видимо, является хорошим тоном. Не поддаваясь модным веяниям, я его ставлю в список лучших. Да, это не идеальная книга, я соглашусь, что в ней можно найти недостатки, но! В ней есть атмосфера настоящего темного фэнтези, в ней есть любопытный главный герой, в ней есть очень интересные заделы на будущее.
19. Иэн Бэнкс «Вспомни о Флебе»
Отличный представитель «новой» космооперы. К Бэнксу тоже можно предъявить претензии, ведь и персонажи (в особенности главный герой) — картонные, и сюжет там... не особо нужен. Но, мир, который Бэнкс рисует в своей книге потрясает своим размахом и огромным количеством деталей, его идеи прекрасны и напоминают, что космоопера — это тоже НФ.
18. Марк Лоуренс «King of Thorns»
Я немного разочарован вторым романом Лоуренса, к сожалению, ему не удалось улучшить те моменты, которые нуждались в улучшении. Нет, книга-то все равно неплохая, но Марку необходимо расти как писателю, ибо у него огромный потенциал. Именно поэтому, только место во второй десятке.
17. Мазаркис Уильямс «The Emperor's Knife»
Хороший дебютный роман, в восточном сеттинге, которого преступно мало в фэнтези. При этом, написано это таким языком, что возникают подозрения, что автор не такой дебютант, каким хочет казаться. Используя давно всем осточертевший прием, охарактеризую книгу как роман Джорджа Мартина написанный Нилом Гейманом. Это лучше, чем кажется.
16. Тед Чан «История твоей жизни»
Один из лучших современных рассказчиков, самый главный минус которого — он слишком редко выдает новую работу. Ну и еще, ему не очень хорошо удается писать про людей. Впрочем, не в этом прелесть его рассказов, так что этот недостаток легко прощается.
15. Саладин Ахмед «Engraved on the Eye»
Саладин Ахмед в этом году дебютировал в крупной форме с романом «Throne of the Crescent Moon». Дебют вышел слабоватым. Зато этот сборник рассказов показал, что если он продолжит совершенствоваться и научится писать романы, то он может с легкостью стать одним из лучших современных авторов фэнтези.
14. Эрин Моргенштерн «The Night Circus»
Великолепная книга, восхитительно красивая и хрупкая. Как я сказал в отзыве, «Престижа» здесь нет, зато есть совершенно великолепный Le Cirque des Reves, прекрасная любовная линия между героями, совершенно трогательный конец.
13. Джо Скальци «Redshirts: A Novel with Three Codas»
Принимая во внимание тему книги, неудивительно было бы, если бы Скальци написал простой пародийный роман. Но тут помимо стеба над Стар Треком, есть также и серьезные рассуждения о сути любой истории и о природе читателя/зрителя. И да, книга не просто так называется, те самые три коды играют важнейшую роль в понимании сюжета.
Вообще, вся трилогия могла бы быть на этом месте, но читерить не стану и выделю сильнейшую книгу. Книгу о фэнтезийном аналоге Александра Великого. Учитывая, что Александр — одна из самых мной уважаемых исторических персон, неудивительно, что книга мне очень понравилась.
11. Джеймс Лучено «Darth Plagueis»
Книга, которую надо давать в руки всем людям не считающим тай-ины за литературу. Проработанные экономические и политические проблемы в далекой галактике. Интриги, заслоняющие солнце. При этом, Лучено в своем традиционном стиле увязывает свою книгу со всеми элементами канона и добавляет в текст огромное количество отсылок к другим произведениям.
10. Джеймс С. А. Кори «Leviathan Wakes»
Как сказал Джордж Мартин на обложке: «kickass space opera», больше и добавить нечего. Разве что сказать, что это не просто космоопера, а буйное смешение жанров: хоррор, нуарный детектив, космовестерн.
9. Ханну Райяниеми «The Quantum Thief»
У меня «The Quantum Thief» вызывает четкие ассоциации с величайшей игрой всех времен — «Planescape: Torment». И это — замечательно. Это умная и твердая НФ, при прочтении которой в голове вполне себе образуется видеоряд, настолько эта книга кинематографична. Эх, перестал бы Джеймс Кэмерон дурью маяться и взялся бы за экранизацию...
8. Джо Аберкромби «Red Country»
Не самая лучшая книга одного из любимых писателей. Но все равно, достаточна хороша, чтобы порой восклицать: «Почему ж все так не могут писать?». Совершенно шикарный Логен — это вообще отдельный бонус.
7. Дж. М. Макдермотт «Never Knew Another»
Совершенно шикарнейшее темное фэнтези. Макдермотт прекрасно владеет языком, поэтично описывая даже самые омерзительные вещи. Самая главная проблема — ни у этой книги, ни у второй нет концовки как таковой. Они обрываются... даже не на клиффхангере, просто на полуслове. Поэтому, третью книгу ожидаю и мучаюсь.
Про «God's War» я писал, а «Infidel» — это все то же самое, только больше и лучше. Битвы кровавей, персонажи родней, сюжет закрученней, жукопанк жукопанкистей. Трилогия Хёрли освежающе оригинальна, что в наше время не часто встретишь.
5. Джэк Вэнс «Умирающая Земля»
Я вот даже не знаю, что бы такого сказать про этот цикл, что не было сказано еще... Ничего вразумительного в голову не приходит. Поэтому просто повторю вслед за всеми: языком Вэнс владеет, как мы своими руками; Кугель однозначно крут; «Сага о Кугеле» все же чрезмерно затянута; переход от одного рассказа к другому в первом сборнике — гениален.
4. Джордж Мартин, Гарднер Дозуа «Songs of the Dying Earth»
Ну и не удаляясь от мира созданного Вэнсом, отмечаю великолепнейшую антологию собранную Мартином и Дозуа. Конечно, как и в каждой антологии, здесь есть пара неудачных рассказов, но зато все остальное — чистое золото. Подавляющему большинству авторов удалось сохранить атмосферу мира, при этом добавив что-то новое и не потеряв собственной индивидуальности. Ну а рассказ Геймана совершенно заслужил Локус.
К. Дж. Паркер как он (она) есть. Все тот же высокий уровень, который не позволяет сравнивать его книги между собой. Разве что на уровне личных ощущений. Так вот, две предыдущие книги Паркера все же зацепили меня больше. Но и от «Sharps» я получил все, чего ожидал. Разве что, должно было быть больше рассказов о фехтовании, dammit!
В этой книге, которая служит таким себе эпилогом для первой половины цикла, Батчер меняет кардинально все. Он связывает все заранее заготовленные ниточки и перед нами предстает огромное полотно, которое отчетливо показывает, что немногие могут продумывать свои книги так, как это делает Батчер.
Шедевр. 'Nuff said.
10. Питер Дэвид «X-Factor» 1-... (данный момент — 249)
Как я уже говорил — лучший комикс из икс-франшизы. Великолепные персонажи, чудесная командная динамика, неслабые повороты сюжета, частые заигрывания с нуаром.
9. Брайан Вуд «Northlanders» 1-50
В этой серии Брайан Вуд демонстрирует весь спектр своего таланта. Тут и шекспировские мотивы, и противостояние язычников и христиан, и Русь, причем не особо и клюквенная, и завершающая трилогия в стиле «Крестного отца».
8. Брайан К. Вон «Saga» 1-... (данный момент — 8)
Вон тем временем создает свои собственные «Звездные Войны», с блэкджеком и шлюхами. Ну окей, от ЗВ там только размах и атмосфера фэнтезийной космооперы, в остальном это «Ромео и Джульетта», которые не стали страдать фигней, а сбежали, поженились, и у них уже есть ребенок. Ну и плюс, там есть раса существ, у которых вместо голов — телевизоры, и наемник, в роли которого Вон очевидно видит себя.
7. Брайан Ракка, Эд Брубейкер «Gotham Central» 1-40
Показательно, что в одном из лучших комиксов про Бэтмена, самого Бэтмена и нету вообщем-то. А есть обычные полицейские, вынужденные существовать и нести свою службу в мире, в котором убийцы и насильники — милые люди по сравнению с Джокером.
6. Грант Моррисон «Seven Soldiers»
Итак, первая работа Бога Всея Комиксов в списке. Невероятная затея, гениальное выполнение, практически всех персонажей либо слили, либо позабыли после Гранта, что типично.
5. Габриэль Ба, Фабио Мун «Daytripper» 1-12
Великолепный комикс о жизни. О том как часто от нас ничего не зависит. А когда зависит — как легко ошибиться в выборе, оступиться и потерять все. а даже если ни разу не промахнуться настолько фатально, если прожить жизнь полностью — хэппи-энда все равно не будет. Никто не уходит отсюда живым.
4. Грант Моррисон «Animal Man» 1-26
Второе пришествие Бога Всея Комиксов. Тут Грант помимо всем известной мета-составляющей, на которой весь его ран и построен, еще и постоянно наращивает давление на героя. Моррисон тут подобен маниакальному профессору, ставящему эксперименты над главным героем в частности и над комиксами в целом. Ну а выпуск про Вилли Койота — это вообще классика, даже в отрыве от остального рана.
3. Кирон Гиллен «Journey into Mystery» 622-645
Modern classic. Я конечно понимаю, что для труЪ-фанатов, Гиллен — это в первую очередь «Phonogram», но лично я считаю, что именно JiM — это такая работа, благодаря которым запоминают. Гиллен здесь демонстрирует все признаки мастера-рассказчика, лично мне было бы очень интересно, если бы он пошел по стопам Геймана.
2. Уоррен Эллис «Planetary» 1-27
Вот чем хорош Уоррен Эллис — может написать решительно все. Понятно, что для большинства отличных авторов особых границ нет, но все же, у каждого есть своя comfort zone. Для Эллиса этого понятия не существует, он намеренно бросает себе вызов, он пишет в любом жанре. Порой, как в «Planetary», не знаешь чего ожидать от следующего выпуска.
1. Грант Моррисон «Flex Mentallo» 1-4
И третье пришествие! Грант круче Иисуса. А еще это вполне возможно лучший комикс в мире. И этого достаточно.
10. «Хроника»
Взявшийся непонятно откуда фильм про супергероев, внезапно оказался лучше всех прочих экзерсисов в жанре в этом году (ну, за одним очевидным исключением).
Вторая часть собрала еще больше экшн-героев, соответственно — она стала еще лучше
8. «Стыд»
Господи, дайте уже Фассбендеру Оскара. Ну и Маллиган, конечно, тоже нереально крута.
7. «Патруль»
Вроде бы ничего особенного, полицейская драма, тысячи их. Ну снята в стиле мокьюментари. Однако, все же знает Эйр, что делает, цепляет фильм. и героями цепляет, вроде бы стандартными, но живыми. И скачками резкими от комедии к трагедии (особенно конец. Самый конец) цепляет. И актеры тоже помогают.
Великолепный стеб над фильмами ужасов... и над их зрителями.
5. «Самый пьяный округ в мире»
К этому фильму у меня одна существенная претензия — зачем звать Гэри Олдмэна на полторы минуты? Ну и ЛаБаф, конечно, который играет как всегда. В остальном — очень годная криминальная драма.
4. «Рейд»
Лучший экшен года. И ведь обязательно пропустил бы фильм, если бы не критики. И от них бывает польза
3. «Мстители»
Все же на третьем месте. Это была очень равная борьба, в моих глазах вся ведущая троица примерно равна. Наверное, я не настоящий фанат Уидона.
Из фильмов вышедших в этом году — лучший. И пускай меня обвиняют в дурновкусии. Но на первое место все же не поставлю, ибо...
1. «Артист»
Пиршество стиля и вкуса. Совершенно чудесные актеры. Доказательство того, что немое кино еще возможно. Черт, даже у нас в кинотеатре все смотрели чинно-благордно и без попкорна, а после окончания апплодировали. Даже подростки.
5. «Звездный крейсер «Галактика»
Да, провальная концовка, бла-бла-бла, все в этом духе. Но до этой концовки было два великолепнейших сезона и один хороший. Сериал мог бы быть гениальным, а так он просто хорош.
Главный герой — хамлюга и алкаш, которому не хочется продавать книги. Ведь потом придется их опять заказывать! Его помощник — вроде бы нормальный человек. На первый взгляд. Его подруга, торгующая по соседству всякими сувенирами — пьет и курит похлеще их обоих. Отчаянно пытается найти себе мужчину. А еще эти покупатели назойливый, все чего-то хотят. Вообщем, better than it sounds, верьте мне.
3. «Дэдвуд»
«Дэдвуд» — страшно невезучий сериал. Ему не повезло со зрителями, которые испугались вроде бы медленного темпа. Ему не повезло с каналом, в том смысле, что на HBO также шла нерейтинговая «Прослушка», который они держали на плаву ради престижа. Еще с одним сериалом такого делать никто не стал, конечно. Ему даже в моем списке не повезло, и тут его «Прослушка» обошла. Но это очень хороший сериал. Который, к сожалению, убили раньше срока.
2. «Прослушка»
Сериал, который считается самым лучшим ever. И вообщем-то заслуженно. В нем все такое... настоящее. Настоящие копы — не святые, но выполняющие свою работу. Настоящие бандиты, среди которых полно нормальных парней. Политики там тоже настоящие. И обычные люди, портовые рабочие, например — точно так же настоящие.
1. «Доктор Кто»
И надо было, пожалуй, ставить на первое место «Прослушку», но сердцу не прикажешь, я все же предпочел сказку. Пусть временами и жестокую, и грустную, и мрачную. Все хорошие сказки такими и являются. Главное, что добро все равно победит, Доктор всегда будет там, где он нужен, и чудеса продолжат случаться.