alex-virochovsky
|
3 июня 2012 г. 12:34
|
Не беру на себя наглость комментировать Мандельштама, поэтому просто приведу одну цитату и ссылку:
(д) Еще один «лиловый» компонент гребня Лорелеи, которым «садовник и палач» наполнил досуг Мандельштама, – это воронежский чернозем. В стих. «Чернозем», почти совпадающем по времени создания со «Стансами», Мандельштам пишет о воронежской земле: «Переуважена, пе- речерна, вся в холе <…>. В дни ранней пахоты черна до синевы…»35. Видно, что суггестируе- мая цветовая гамма здесь фиолетово-лиловая.
http://rfp.psu.ru/archive/5.2010/goro...
|
свернуть ветку | |
glazier
|
9 июня 2012 г. 17:40
|
Извините, не мог ответить сразу. Естественно, в «Черноземе» два слоя. Внешний слой интересен исторически: ОЭ был тогда еще впечатлен «милосердием» «кремлевского горца», написал ему вполне бездарную оду и проявлял забавные потуги сделаться «строителем социализма» и соцреалистом, тем не менее, оставаясь вполне собой. Основное содержание стихотворения к почвоведению не относится. Он сравнивает Россию, русский народ с плодородным (потенциально) черноземом. Текст моделирует впечатление от многообразных процессов, «работы», которая идет внутри этой среды, превращая ее в однородную, черную, пассивную массу, которую (кому-то) так приятно вспарывать стальным лемехом для достижения чего-то там... В итоге, стихотворение вышло еще жестче, чем то, за которое его туда сослали. Хотя (соцреализм!), там использована весьма «позитивная» метафора. Потому, как «Чернозем», это типа «хорошо», а «компост» было бы «плохо», тогда как по смыслу — одно и то же.
|
свернуть ветку | |
|