Книги Гарта Никса в России упорно пытаются издавать как подростковые, несмотря на то, что сам Никс, как и его поклонники во всем мире, считают, что цикл о Старом Королевстве подходит для любого возраста. И это так и есть — детского в этих романах не больше, чем в седьмой книге о Гарри Поттере, а интересному миру, созданному Никсом, может позавидовать любой автор «взрослого» фэнтези.
Две страны разделены между собой огромной Стеной. К югу лежит Ансельстьерра — обычная европейская (если бы в мире Никса была бы Европа) страна первой трети двадцатого века. То есть — ружья, примитивные автомобили и самолеты, но никакого ядерного оружия и электроники. К северу от Стены расположена страна магии — Старое Королевство, место, о котором жители Ансельстьерры не знают почти ничего. К северу от Стены не работает техника, к югу — магия. И только изредка, когда ветер дует со стороны Старого Королевства, через стену может попытаться перейти что-нибудь неприятное. Специально на этот случай со стороны Ансельстьерры Стену охраняет гарнизон солдат.
Уже наличие двух таких непохожих стран вызывает любопытство, но это еще не всё. Обе страны — обитель Жизни, а есть ведь еще и царство Смерти, показанное как река, проходящая сквозь девять врат. Только некроманты могут входить в царство Смерти и выводить оттуда различные создания. Некроманты и ещё Аборсен — человек, защищающий от выходцев из смерти все живое...
Первый роман цикла, «Сабриэль», начинается, когда дочь Аборсена, которая учится в колледже в Ансельстьерре, получает послание от отца и понимает, что ей необходимо вернуться в Старое Королевство, дабы выяснить, что там происходит. Рассказывать сюжет — дело неблагодарное, но стоит отметить, что приключения Сабриэль затягивают настолько, что очень сложно оторваться от книги хотя бы на минуту! И не в последнюю очередь из-за ярких персонажей и необычной системы колдовства, придуманной Никсом.
Используя, на первый взгляд, все штампы фэнтези, автор полностью меняет их наполнение. Тот же Аборсен — некромант, но при этом защитник Жизни. Вместо классических посохов используются колокольчики, которые тем или иным способом отправляют врага (а зачастую и самого звонящего) подальше в царство Смерти, и т. п. Иногда встречаются интересные параллели с книгами других авторов. К примеру, история создания мира очень напоминает ту, что описана в «Сильмариллионе», но только без участия всетворца.
Второй и третий романы, по сути, единое целое, разделенное на два тома. Действие в них происходит через двадцать лет после «Сабриэль» и главные герои уже другие — дочь клана провидиц Лираэль и Сэммет, принц Старого Королевства и наследный Аборсен одновременно, которые вынуждены противостоять непонятной угрозе. Немножко роман взросления, чуть-чуть героики, море приключений и древних тайн, а в итоге — увлекательная дилогия о жизни, смерти, дружбе, верности и любви к миру.
Цикл читается так легко не в последнюю очередь благодаря ярким второстепенным персонажам — коту Моггету и Невоспитанной Собаке. Создания Свободной магии, одновременно могущественные, но в чем-то и ограниченные, они привносят в книги море забавных моментов, временами становясь даже более живыми, чем главные герои.
Стиль Никса таков, что он осознанно не придает значения деталям. В книгах вы не найдете подробных карт или прописанной истории цивилизации — эти сведения выдаются маленькими порциями в оговорках героев, упоминаниях, легендах. Акцентируя внимание на действии здесь и сейчас, автор не забывает вставлять в текст маленькие сюжетные крючки, на которые ловится читатель. И далеко не все тайны остаются раскрытыми, приглашая вновь вернуться в Старое Королевство.
Итог: отличный цикл для всех любителей фэнтези, независимо от возраста. Интересный мир, привлекательные герои, отличный сюжет, полный тайн и загадок. Единственным недостатком можно назвать отсутствие единой редактуры в книгах цикла, что немало в процессе чтения раздражает.Данная версия по сравнению с журнальной немного изменена.