«Редкая птица долетит до середины Днепра.
Пышный! ему нет равной реки в мире.
Чуден Днепр и при теплой летней ночи,
когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица;
а бог один величаво озирает небо и землю
и величаво сотрясает ризу.
От ризы сыплются звезды...»
© Н.В. Гоголь
Юрий Некрасов «Брандлькаст»
У меня странное ощущение после прочтения этой книги. Причем не потому, что сам роман странный. Бывает ты читаешь и одновременно живешь в произведении. Я имею ввиду не то, что начинают снится эльфы, гномы и другие балроги. Просто часто ловил на мысли, что происходящее в романе влияет на твое окружение: к примеру, читаешь «и наступила тьма» (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл верный) и через мгновение свет в метро исчезает.
Я попробую списать все вышеперечисленное на свою развившуюся паранойю, чувствительность и излишнюю эмоциональность и буду анализировать произведение разумом.
«Брандлькаст» — роман про помойных эльфов. Да-да, именно помойных, то есть тех, кто рождается, живет, размножается и всё остальное в этой неблагородной субстанции. Создается впечатление, что и в голове у них помойная куча мыслей — они спрессованы, сбиты одна с другой, они трутся друг о друга, скачут и радуются, когда заходит о них речь.
Жанр «Брандлькаста» простой — сюрреалистическое оксюморон-фэнтези.
С одной стороны идет приключение Франтишека и Ярмолки в Мире Пасти. С другой — описание мира, жизни и логики происходящего. С третьей — безудержное преклонение над словом и делом, которое выглядит местами как издевательство над этим самым «словом и делом». С четвертой — повод задуматься какие мы есть и зачем существуем. С пятой — ... эээээ, с этой стороны мы заглядывать не будем. С шестой — полет фантазии над миром обыденности и скуки.
Язык и стиль. Можно считать, что они отвратительны, безумны и их вообще нет. Можно считать, что они прекрасны, необычны, гениальны и умопомрачительны. Я согласен с обеими точками зрения. Я не согласен ни с одной из них. Я непротиворечив и могу предоставить справку, что разумен. Приведу несколько примеров с одной страницы примерно из середины романа:
«Где породил, — цедил парнишка, и пена зелеными пузырями портила его улыбку, — туда и засуну...»
«Самурарь кинулся на него, словно божественный ветер, пугая картонными крыльями и мелкой петардой под брюхом...»
«Очевидно, тетушка воспользовалась годами чаровательных практик, раскрыла глупому поработителю пару роковых заучакр...»
Назвать эти примеры характерными для произведения я не могу, они характерны для этой части романа и не более того. Автор играет со словами, составляет их паровозиком, змейкой и в виде ДТП на Кутузовском. Я ожидал, что стиль первых страниц и логика сюжета будет аналогичной и далее, но после того как моё мироощущение и миропонимание переставили несколько раз ног на голову и обратно различными естественными и не очень способами, я понял, что к такому чтению нельзя подходить с обычными рамками и критериями оценки. Это не детектив, где ты ищешь, кто же этот несчастный дворник. Когда я познал истину, то расслабился и начал получать удовольствие от чтения.
Кому и чем полезен может быть «Брандлькаст»? В нем море креатива, куча идей, которые автор выпустил из себя в свободное плавание — только я насчитал несколько десятков однозначных и хороших для рассказов и повестей (и несколько для романов). Безумно интересно наблюдать, что можно сделать с простыми словами и буквами. Местами автор затмевал для меня вот эту классику:
«Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове...»©
Краткое заключение (я кажется понял, что мне напомнил роман):
Редкий читатель долетит до середины романа. Мощный! ему нет равного романа в мире. Чуден Брандлькаст и при томном свете монитора, когда всё засыпает — и человек, и эльф, и самурарь; и автор один величаво озирает слова и буквы и величаво сотрясает клавиши. От клавиш сыплются мысли...
P.S. Я поздравляю Юру с выходом дебютного романа. Первый блин вышел солнечным, поджаристым, вкусным и оригинальным. Жду следующих!