14 октября 2010
«Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание
начинает воспринимать его как искусство.»
Рихард Вагнер.
Завязался как-то разговор с другом на тему полезности, значимости и смысловой наполненности искусства и, в частности, живописи. Почему нам нравится рассматривать картины, слушать музыку, смотреть фильмы и ходить в театр?
Современное искусство очень сильно отошло от описательной своей цели. Нынче во многих картинах не увидишь более сюжетов и постановок «это хорошо, а это плохо». Художники гонятся за познанием эфемерного для обычного человека качества формы, освещения, смысловой наполненности мазка. Посещение недавно открывшегося музея современного искусства «Эрарта» заставило задуматься в полезности сего действия. Есть ли смысл рассматривать то, чего не понимаешь с первого взгляда и искать его? Да и вообще, есть ли там то, что можно понять? Вкладывал ли художник какую-нибудь осознанную идею в картину и сюжет в ней? Или он просто изображал то, что хотелось, по воле сиюминутного творческого акта?
Искусство отлично тем, что оно неподвластно канонам времени. Оно всегда на грани дозволенного и неких этический, эстетический и моральных норм времени. Часто оно с молниеносным обескураживанием обнажало, и обнажает сейчас, то, что в нас было запретным: о чем не говорили, иногда даже не думали; то, что нельзя было делать, а оно с вычурной пафосностью щеголяло в новой одежонке дозволенного.
Никто не поспорит, что если вещь полезна, то она красива. Этот простой закон природы эстетичной рациональности заложен во всем, что есть на свете. Природа не может быть ужасной, в ней нет места непрактичности и уродству. Искусство, как творение природы через человека, становится именно таким непростым явлением.
Искусству не важно «что» изображать, а важно «как». Его подлинная ценность в том, что оно «будит в нас совесть». Подлинное мастерство, гениальность, талант, если хотите, изобразить реальность так, чтобы это вызвало отклик в душе, заставило задуматься. С помощью искусства мы расширяем границы сознания; нам дозволено объять необъятное, прикоснуться к сиянию вечности. В обыденности этого сделать практически невозможно. «Возможно, искусство есть просто реакция организма на собственную малоёмкость» [Иосиф Бродский].
Живопись интересна тем, что она — отражение реальности сквозь призму души художника. Можно увидеть мысли и переживания человека, многих людей, воплощенные в образах на холсте. Причем люди эти все как на подбор гениальны. Интересно, не правда ли? Нас всегда интересует мнение других о нас, ситуациях, жизни. И вот уникальная возможность «поговорить» с тысячами.