Работы художника Д Доу

Художник — Джордж Доу

Д. Доу
Страна: Великобритания
Родился: 8 февраля 1781 г.
Умер: 15 октября 1829 г.

Джордж Доу (англ. George Dawe; 1781, Лондон — 1829, Кентиш-Таун) — английский художник.

Родился в приходе Сент-Джеймс, в семье Филиппа и Джейн Доу. Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хоггартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке. Джордж был старшим ребёнком в семье.

Доу был крещён 25 февраля 1781 года в церкви Сент-Джеймс на Пикадилли. Позднее он стал одним из самых успешных художников своего поколения, приобретя широкую известность.

Первоначально Джордж тренировался с отцом, как гравер, но позднее он заинтересовался живописью и отправился на учёбу в Королевскую Акадению художеств. В 1809 году Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 году — академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.

Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.

Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, по многу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.

Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская. Сначала приехали из Англии граверы — зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.

В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника — Александр Поляков и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.

В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.

После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.

Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью. «Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая... она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них... от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов...», — писал П. Свиньин в журнале «Отечественные записки» в 1820 г. Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.

=========================

Портрет художника (посмертный) — фрагмент картины, написанной его учеником Василием Голике.

Источники:

Википедия

artsait.ru



Обложки изданий (7)

2005

Атаман Платов
2005 г.
2007

Наследник Тавриды
2007 г.
2012

Тайна генерала Багратиона
2012 г.
Московские градоначальники XIX века
2012 г.
2017

Париж слезам не верит
2017 г.
Наследник Тавриды
2017 г.
Ермолов
2017 г.

Внутренние иллюстрации изданий (6)

1900

Русские исторические рассказы
1900 г.
1977

Стихотворения. Поэмы. Сказки
1977 г.
1989

Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года
1989 г.
2019

Наука и жизнь № 6 2019
2019 г.
2020

Независимая газета № 113 (7877), 4 июня 2020
2020 г.
2021

Три века русской поэзии
2021 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх